людмила макаревская
Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период»
Подготовила:
Макаревская Л. А.
Воспитатель МДОАУ № 18
Июнь, 2023
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Лето пришло в наш город. И перед каждым воспитателем встают вопросы : "Как заинтересовать любознательного малыша экспериментальной деятельностью? Какую игру выбрать чтобы играть не только с интересом, но и пользой? В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, но и экспериментирование. Необходимо знать, что экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса и развивает наблюдательность. В данной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь. А так же в процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность и найти ответы на массу интересующих его вопросов, таких как: "Почему? Зачем? Как? Что будет если?"
Практика работы с дошкольниками показывает что, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются ими очень надолго. Как гласит известная пословица: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Как важно, чтобы каждый ребенок проводил имел возможность проводить собственные опыты. Главенствующую роль в этих опытах необходимо оставить за ребёнком, а воспитатель должен только направлять и подсказывать при возникновении необходимости. Неоспоримо, что эффективность обучения в этом случае гораздо будет гораздо выше.
В начале эксперимента детям объясняется, что именно вы собираетесь проверить, предлагается предсказать результаты опыта, но их высказывания не оцениваются. Для развития детского мышления очень важно научить ребят прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побудить ребенка как можно больше говорить. Предложить детям сформулировать выводы.
Важно добиваться чтобы дети были активными участниками обсуждения. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, на экотропе, использовать в играх детей.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты :
«Сравнение мокрого и сухого песка по весу».
«Из чего состоит песок».
«Ветер».
«Песочные часы».
Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой :
"Тонет, не тонет”.
"Подводная лодка из яйца”.
"Цветы лотоса
"Чудесные спички”.
«Веселые кораблики».
«Помашем веером».
«Поймаем воздух».
Помогите ребё нку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку!
Опыты с солнечными лучами
" Где сильнее греет солнце"
" Как появляются солнечные зайчики? "
" Разноцветный мир"
" Как появляется тень? "
«Почему повял цветочек?»
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи. После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.
Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке, а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера. Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, обклеенных бумагой, дорожные знаки, палочки и катушки, зверюшек из поролона. Крупные формы полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх). Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.