Волосникова Ирина Эдуардовна
Консультация для воспитателей н «Игра — это отражение жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в детском возрасте – это норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; через игру дети обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с интересами и требованиями других, развивают свою речь, обогащают словарь.
Публикация «Консультация для воспитателей н „Игра — это отражение жизни“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В игре ребенка отражаются те стороны действительности, которые он наблюдает в окружающем мире. Чем богаче эти наблюдение, тем богаче игры детей по своему содержанию. В разные периоды жизни нашего Отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события, факты. Так, в 60-е годы дети играли в "космонавтов». В наше время девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.
Дети воспитываются в деятельности, и поскольку игра является основным видом деятельности дошкольников, то она приобретает особое значение во всестороннем их развитии и воспитании при условии, что ею целенаправленно и умело руководят. Развитие игры ребёнка осуществляется при активном участии взрослого. Для того чтобы ребёнок полюбил игру, мог долго сосредоточенно играть, его надо этому учить. Нельзя ждать от ребёнка, чтобы он играл даже тогда, когда окружён множеством игрушек. Играя вместе с ребёнком, взрослый исподволь руководит его развитием, показывая примеры действий, обогащает его опыт. Но при этом действия взрослых не должны подавлять детскую активность, иначе ребёнок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним. Необходимо, чтобы во время игры взрослые побуждали ребёнка и к самостоятельным действиям.
Игра - это своеобразная школа чувств ребёнка. Вживаясь в роль, ребёнок ведёт себя соответственно и проявляет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость. Поэтому важно, чтобы ребёнок брал на себя положительные роли, приобретая положительный нравственный опыт. Игра должна будить в нём добрые чувства. Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры с отрицательным и агрессивным содержанием, вызывающие у них жестокость. Если это в игре проявляется, то необходимо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. В моей практике был случай, когда дети до пяти лет не посещали детский сад, и опыта игры в коллективе у них не было. Каждый пришёл из дома со своим багажом знаний и в игре принадлежал уже не сам себе, а поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя своё личное коллективу. Играя между собой в «Винкс» - это игра фей, дети просто друг друга «убивали», причём орудием были - когти, крылья самолёта и т. п. В этой ситуации необходимо было попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Например: " Интересную игру вы придумали, только лучше, чтобы вы не убивали друг друга, а просто заколдовывали". Дети довольно легко подчиняются правилу, вытекающему по ходу действия игры. Вот почему, когда воспитатель, тактично включаясь в игру, подсказывает им новый ход игрового действия, позволяющий обойти конфликт, то они принимают его – и игра сохраняется. Но бывают случаи, когда попытка взрослого переключить игру не увенчалась успехом, тогда надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует её продолжать.
Ребёнок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим, отзывчивым, дисциплинированным, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу. Другой, напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.
Большинство игр отражают труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику.
Для того чтобы получилась интересная игра, надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Однако стоит заметить, что в наше время необходимо просматривать литературные произведения, мультипликационные фильмы, передачи, т. к. они могут нести не только положительные образы, но и отрицательные. Наш исконно русский образ женщины в русских народных сказках показан, как добрая, ласковая, нежная, всё у неё в руках ладится. А в зарубежных сказках – это смелая, воинственная женщина, иногда в образе непонятного существа. Например, возьмём мультфильм «Шрек», где Фиона (подруга Шрека) поёт в саду песню и на её пение слетаются птицы, вдруг от силы голоса одна птица разрывается на части, падая вниз.
Игра очень тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Дети создают образ своими руками и после с ним играют в маленьком настоящем мире. Каждая фигурка как будто дышит и говорит. Можно увидеть по ходу игрового сюжета, как дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами деятельности. Игра для детей - это и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.
Используемые материалы: - А. К. Бондаренко «Воспитание детей в игре» пособие для воспитателя детского сада - М. : Просвещение, 1983. - Л. Ф. Островский «Педагогические знания родителям» - М. : Просвещение, 1983. - Сайт https://mini-soft.net.ru/
Подготовила: Волосникова Ирина Эдуардовна