Получи документы

Консультация для воспитателей на тему «Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста»

Ольга Логачева
Консультация для воспитателей на тему «Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок - будущий член трудового коллектива

и его роль в обществе как гражданина

зависит от того, насколько он в состоянии

будет принимать участие в общем труде,

насколько он к нему подготовлен.

А. С. Макаренко

С малых лет нужно воспитывать детей так, чтобы они умели жить и работать сообща, чтобы они уважали старших и их труд.

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Воспитывая трудовые навыки у детей, мы используем прежде всего благоприятные природные условия, окружающие наш ясли-сад. Он расположен на огромном земельном участке (1 га, летом утопающем в зелени и цветах, а зимой покрытом снегом.

Работу с детьми стараюсь планировать так, чтобы они большую часть времени проводили на свежем воздухе. Близость к природе дает возможность прививать детям навыки бережного отношения к ней, приучать их к посильному труду по уходу за растениями и животными. Начиная работу с детьми, старалась уже с младшего дошкольного возраста систематически приучать детей выполнять несложные трудовые поручения; убирать игрушки на место после игры, с помощью взрослых ставить стулья к столам, подклеивать книжки, коробочки из - под лото или цветных карандашей. Дети намазывают клейстером полоски бумаги, подклеиваю и при этом говорю: «Мы вместе с вами починили коробочки и книги и будем аккуратно к ним относиться, чтобы они больше не порвались». Привлекая детей к уборке в игровых уголках, учу вытирать влажной тряпочкой полочки шкафов, аккуратно складывать кубики и кирпичики в коробку. Поврежденные игрушки стараюсь починить в присутствии детей. Это оказывало на них положительное влияние. Известно, что малыши очень эмоциональны. Привлекая внимание детей к растениям в уголке природы, показываю какие красивые цветы на окне - белые, красные, дают возможность рассмотреть их поближе, понюхать их. Это вызывает у них бурный восторг. Показываю, как надо ухаживать за ними, чтобы они всегда были красивыми. Привлекаю детей к поливке комнатных растений, вытереть тряпочкой широкие листья аспидиситры, фикуса.

Во время прогулок во дворе ясли-сада обращаю внимание детей на птиц : голубей, воробьев, ворон, скворцов и т. д. - вместе с детьми кормим их, вызывая у них желание ухаживать за птицами. Весной сажаем с детьми крупные семена: фасоли, гороха и т. д. С малышами так же проводила посадку лука. Каждый ребенок сажал свою луковицу. При этом дети знакомились со свойствами земли (мягкая, рыхлая, рассматривали свою луковицу, потом в течении 2-х недель поливали их и наблюдали за появлением первых зеленых ростков. Это вызывало у детей большое удовлетворение, так как они увидели результаты своего труда.

В работе по привитию трудовых навыков с детьми средней группы опиралась на то, что приобрели дети в предшествующих группах. В своей практике использовала наблюдения детьми труда взрослых. Так, например, путем экскурсий дети наблюдали работу повара, машиниста по стирке белья, помощника воспитателя, ст. мед. сестры, врача и других сотрудников ясли-сада. Благодаря этому дети уточняли и расширяли представление о труде, видели пользу и ценность его, проникались уважением к людям труда. Перед началом экскурсии на кухню, намечала следующие задачи: рассказать, что на кухне работает повар, называю ее по имени и отчеству. Она готовит пищу, заботиться о том, чтобы все было вкусно. На кухне большие столы, кастрюли, сковороды, ванна для мытья посуды. Там всегда чисто, все имеет свое определенное место. Одновременно на экскурсии решались такие задачи: формировать уважение к труду взрослых, раскрыть заботу взрослых о детях, воспитывать любовь к чистоте и порядку. В ходе экскурсии дети знакомились с оборудованием кухни. Спрашивала детей, что они видят, почему такие большие здесь кастрюли, баки, сковороды и т. д. Если дети затруднялись с ответом, поясняла, что детей в д/с много и чтобы их всех накормить, нужно много приготовить. Аналогично прошла экскурсия в прачечную. Екатерина Николаевна, машинист по стирке белья, показала детям стиральную машину в действии. Она налила туда горячую воду, опустила кусочки мыла, стиральный порошок, затем погрузила белье и включила ток. Дети с интересом наблюдали процесс стирки белья. Екатерина Николаевна сказала, что стиральная машина помогает ей быстрей и лучше выстирать белье. После этого обратили внимание на то, как много белья нужно стирать машинисту по стирке белья и подчеркнула, что если дети будут аккуратны, то (машинисту по стирке белья) Екатерине Николаевне не придется так часто стирать.

Таким образом, учила детей уважать труд обслуживающего персонала, раскрывая его конкретное содержание.

Стараюсь воспитывать у детей уважение к труду помощника воспитателя и помогать ей. Дети хорошо знают предметы, которыми пользуется помощник воспитателя во время уборки и легко находят их по ее просьбе. Обычно после наблюдений за трудом помощника воспитателя и бесед дети становились более внимательны к себе и окружающим. Если кто-то из детей бросал бумажку на пол, то сами дети делали ему замечание, говоря: «Что Елена Владимировна только помыла пол, а ты бросаешь бумажку». Дети сами отчитывают виновника и заставляют его восстановить порядок.

Прививая трудовые навыки по самообслуживанию я использую методы показа, объяснения, напоминания. Обучая детей навыкам самообслуживания, опираюсь на индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, Ира самостоятельно могла надеть только шапку и кофту и за это ее поощряла и старалась помочь и объяснить как надо все делать, от Димы уже добивалась, чтобы он сам все делал, так как умел, но ленился самостоятельно одеваться. В работе с детьми старалась придерживаться обязательного выполнения тех правил, которые он усвоил. Если Витя перед сном кое-как сбросил свою одежду и спешил лечь в кровать, обязательно заставляла его сделать все, как

нужно. Убедилась, что всегда нужно быть принципиальными в своих требованиях, тогда дети усвоят свои обязанности. Прежде чем ввести дежурства, использовала поручения. Многие с удовольствием выполняли задание, но трудолюбивыми были не все. Приходилось проявлять большую настойчивость и не оставлять без внимания ни один случай нарушения. Чтобы закрепить правила сервировки стола, мы вместе с детьми наблюдали, как это делает помощник воспитателя. Свои действия она сопровождала пояснениями. Работу дежурных мы оцениваем в присутствии всех. Это подтягивает нерадивых детей и не дает им возможности укрыться за спиной своих трудолюбивых товарищей.

При подготовке к занятиям поручаю детям разложить материал на столе: они самостоятельно раздают кисточки, краски, а после занятий собирают материал. Помимо этих видов труда привлекаю детей к коллективной работе: уборка кукольного уголка, подклейка книг, коробок, уборка игровых уголков, группы. Каждый получает задание, а в конце все вместе оцениваем работу каждого. Нужно заметить, что книгу, подклеенную своими руками, дети не портили. Напоминала, что книга починена и с ней нужно обращаться очень аккуратно.

Большое место в жизни детей занимает труд на участке. Во время прогулок дети с носилками, тачками, ведрами убирают участок от мусора, подметают, поливают растения, помогают ведерками посыпать дорожки и т. д. Отмечаю проявление трудолюбия, инициативы, сообразительности детей. Зимой наши дети - первые помощники при расчистке дорожек от снега.

Особенно разнообразен и интересен труд на огороде. Дети помогают готовить огород к севу. Перекапываю грядки, а дети выбирают из земли камешки, палки, прошлогоднюю траву, рыхлят грабельками землю, расчищают междурядье. Затем они участвуют в посеве семян. Сеяли мы как мелкие, так и крупные семена. Делала бороздки, а дети высевали семена огурцов, редиса. Кто неправильно делал, показывала. Затем осторожно засыпали семена землей. Все лето дети трудятся на огороде - помогают пропалывать сорную траву, рыхлить землю, поливать. Самое интересное -это сбор урожая: дети видели результаты своего труда и их это очень радовало.

Не меньшее место отводилось и работе в цветнике. Где вместе с детьми сажали семена цветов, поливали, рыхлили. В течение всего лета собираем семена цветов, когда они созреют, в пакетики и объясняю детям для чего мы это делаем. Работая в цветнике, на участке, на огороде, дети стали оберегать растения. Они начали непримиримо относиться к тем, кто срывал цветы, и возмущались, если дети ходили не по дорожке, а прыгали через газоны. В трудовом воспитании детей старшей и подготовительной групп большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Сюда относится: уборка групповой комнаты, стирка кукольного белья, починка книг, изготовление игрушек-самоделок, шитье, вышивание, дежурства, приготовление пищи, а также труд на огородах и цветниках. Этими видами труда дети занимаются

больше всего в вечернее время. Такая работа требует показа, обучения. Например, как прибить гвоздь, как приклеить оторванный лист книги, как стирать белье. Если в начале года дети выполняли такие работы только для своей группы, то с получением трудовых навыков они делали и для детей младших групп. Один раз в десять дней мы проводили с детьми стирку кукольного белья. Для стирки используем корытца, ведерки, стиральные доски. Стирка производилась группками по 8 человек. В следующий раз стирала другая группа детей. Для глажения использовали дети маленькие утюги. К этой работе привлекала как девочек, так и мальчиков. В результате чего дети дома тоже занимались стиркой носовых платков, лент, носков и т. д. Большие трудности пришлось испытать при обучении детей шитью и вышиванию. Все внимание сосредоточила на том, как правильно обращаться с иголкой и хранить её. Трудно было проследить, кто из детей не положил иголку на место, а иногда между детьми возникали споры из-за иголок, так как они хранились в одной игольнице. Учитывая это, побеседовала с родителями, чтобы сшили своим детям папку для труда, в которой будут пришиты кармашки для ткани, пуговиц, ниток и игольница. И после этого в скором времени у каждого появилась своя папка. Большим успехом у старших детей пользуется пришивание пуговиц, вешалок к своему белью и белью кукол.

Хотелось, чтобы старшие дети заботились не только о себе, но и о малышах. Договорилась с воспитателями младших групп, чтобы они посылали к нам малышей, у которых оторвались пуговицы. И надо было видеть, с какой охотой старшие дети выполняли эту работу!

С самого начала года следила, чтобы дети внимательно относились к своим обязанностям, хорошо знали, что и как они должны делать.

Важное значение имели беседы о дежурствах. Мы анализировали работу дежурных, что приучало детей критически относиться к своей работе. Деятельность дежурных поощрялась только в том случае, если дети не находили недостатков.

Говоря о работе с деревом, надо отметить, что начинали мы с самого простого - с изготовления ящиков для рассады. Вначале детей учила подержать, примерить, отобрать гвозди нужной величины. Эта работа особенно нравилась мальчикам, им хотелось как можно быстрее начать работать самостоятельно.

Затем мы перешли к изготовлению из дерева таких игрушек, как столы, диваны, самолеты и т. д. Эти игрушки старшие дети дарили малышам.

Большой интерес у детей старшей и подготовительной группы наблюдается к посильному труду, связанному с приготовлением пищи. В работе с пищевыми продуктами важной стороной является соблюдение элементарных культурно-гигиенических правил. Постоянные наблюдения за раздачей пищи, экскурсии на кухню, в кладовую помогали мне подвести детей к пониманию необходимости соблюдения чистоты рук, костюма, оборудования, рабочего места.

В работе по приготовлению винегрета каждому ребенку была дана дощечка и нож, глубокая тарелка с овощами и чистые глубокие тарелки для нарезанных овощей. А дополнительный материал был у меня на столе -глубокая миска, шумовка, подсолнечное масло, соль. В ходе работы объясняла, как резать картофель, свеклу, морковь, с чего начинать. Желающих принять участие в этой работе было много. Дети гордились, сделанным своими руками винегретом и с большим аппетитом весь его поели.

Большой интерес у детей вызвала работа с тестом. Прежде, чем давать детям тесто, в присутствии их замесила его, при этом называла продукты, которые использовались, отмечала их свойства. А затем готовое тесто давала детям. Они раскатывали его и формочками вырезали печенье. Не у всех детей получалось правильно, но важны были результаты их труда. Большую радость испытывали дети, когда на полдник они ели свои печенья, испеченные на кухне.

Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, дети заботятся не только о себе, но а также о других. Коллективная работа способствует повышению ответственности каждого ребенка за выполнение своей части труда, выработке умения преодолевать трудности. Привлечение детей к посильному труду вызвало у них интерес к труду взрослых.

Особенно ценен для всестороннего развития детей труд в природе. Этот труд укрепляет здоровье, дети наглядно видят его результаты, ощущают его полноту не только для себя, но и для окружающих. У ребят развивается наблюдательность, приобретаются элементарные знания о причинных связях. Появляется любовь к природе и привязанность. В течение всего года приучаю к труду в природе. Ребята ухаживают за растениями, выращивают лук, овес, зелень корнеплодов, черенкуют комнатные растения и т. д. В зимнее время дети расчищают дорожки, собирают снег в кучи, а потом из них делаем все вместе постройки: горку, крепость, корабли и т. д. И украшаем ее флажками, цветными льдинками. Эти снежные сооружения способствовали развитию у детей интересных сюжетно-ролевых игр.

Важным условием формирования трудовых навыков и воспитания трудолюбия у детей является единство требований детского сада и родителей. С этой целью проводила специальные групповые собрания на темы: «Воспитание полезных навыков и привычек», «Воспитание трудолюбия у детей старшей группы». Не раз приглашала родителей посмотреть, как трудятся дети в д/с. Беседы, консультации оказывали положительное влияние на воспитание детей во многих семьях. Для родителей проводился: «День открытых дверей», «Вечер вопросов и ответов», «Круглый стол». Лекции о трудовом воспитании детей родителей научили многих родителей понимать и ценить важность воспитательной работы, проводимой у нас. Однако, не останавливаясь на этом, постоянно напоминала родителям, что дети берут с них пример и что, привлекая ребенка к трудовой деятельности дома необходимо влиять на него своим личным примером. Только при этих условиях возможно осуществлять полноценное трудовое и

нравственное воспитание детей. Во многих семьях по нашему примеру появляются на окнах банки с рыбками, ветки в вазах, лук в ящиках, кормушки для птиц и т. д.

Подводя итоги и анализируя работу, можно сказать, что благодаря труду дети становятся более дисциплинированными, выполняют работу аккуратно, помогают друг другу и малышам, уважают труд взрослых, прочными становятся навыки самообслуживания. Ценно то, что дети полюбили труд и стали сами трудолюбивыми. Труд в их жизни занял такое же место как игра и другие виды деятельности. Вместе с тем расширяется кругозор детей, любовь к природе, сложились полезные навыки и привычки.

Для успешного осуществления трудового воспитания важно, чтобы взрослые умели и любили трудиться, необходимо также создать условия для труда. Специальные хозяйственные шкафы и достаточное количество предметов труда, наблюдать труд детей, помогать каждому ребенку овладеть трудовыми навыками и умениями.

Нет сомнения в том, что воспитываемая в детях привязанность к родной природе, привычка посильно трудиться перерастает со временем в глубокую любовь к своей Родине, к овладению в дальнейшем творческим трудом, славящим нашу Отчизну.

Публикации по теме:

Консультация для родителей старшей группы. Задача и содержание трудовой деятельности в семье. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Задача и содержание трудовой деятельности в семье. Важнейшее место в семейном воспитании занимает.

Презентация к проекту «Аккордеон в ДОУ и в семье» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию к реализованному проекту "Аккордеон в ДОУ и в семье".Стратегическая цель:создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 июля 2013 в 16:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей на тему «Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Логачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД