Оксана Калмыкова
Консультация для воспитателей «Дети БезОпасности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое дорогое у человека – это жизнь».
Н. А. Островский
Основным вопросом, волнующим всех родителей, отправляющих малыша в ДОУ, является обеспечение безопасности в детском саду своего крохи. Это вполне обоснованное волнение. Ведь отправляясь в детский сад, ребенок попадает в незнакомый, еще неизведанный для себя мир, полный не только новых радостных открытий и свершений, но и опасностей.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Публикация «Консультация для воспитателей „Дети БезОпасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Виды опасностей, поджидающих воспитанников детского сада :
1. Повышенная заболеваемость.
2. Травматизм, несчастные случаи.
3. Чрезвычайные ситуации.
4. Угроза психологического здоровья ребенка.
Подробнее рассмотрим каждый вид опасности.
Повышенная заболеваемость - это самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что детский сад – место большого скопления детишек разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, детишки которых имеют ослабленный иммунитет.
Ещё одним важным предметом обсуждения является травматизм и несчастный случай, возникающий в результате нанесения друг другу телесных повреждений в борьбе за игрушки, расталкивания друзей, возвращаясь с прогулки, падения с кроватки во время полуденного сна – источников травматизма может быть огромное множество. Нередко и сами дети могут неосознанно подвергнуть себя опасности.
Не стоит забывать, что угрозы могут поджидать малыша не только в вышеперечисленных видах опасности, но и в таких явлениях как пожар и землетрясение. Эти события нечастые, да и живем мы в мирное время, но нельзя забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и правилах обеспечения безопасности во время ЧС.
Самым главным условием обеспечения комфортного и безопасного пребывания дошкольника является его психологическое здоровье, которое формируется путём признания права каждого ребенка на уважение его человеческого достоинства и на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Итак, рассмотрены виды опасностей, которые могут поджидать малыша в детском саду. А теперь подробнее, о факторах обеспечения безопасности в детском саду.
Одним из важнейших факторов является заболеваемость. Дошкольная организация должна поддерживать соответствующий температурный режим, а также уровень освещенности и проветривания с целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях. Также в местах нахождения детей необходимо отсутствие сквозняков. Помимо этого, обязательным является регулярное медицинское обследование персонала с целью исключения инфекционных заболеваний. В штате образовательного учреждения непременно должна присутствовать медсестра, постоянно контролирующая здоровье и состояние малышей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Также обязательными являются периодические обследования юных воспитанников в профессиональных медицинских учреждениях. В помещениях садика в обязательном порядке необходимо проводить ежедневную уборку и периодическую дезинфекцию.
В современном обществе появилась новая проблема – чрезмерная занятость родителей, вследствие которой в детский сад приводят больных детей. В таких ситуациях воспитателю необходимо проводить индивидуальные беседы, уделять внимание этому вопросу на каждом родительском собранием, а также оформлять папки-передвижки и буклеты о необходимости своевременного лечения ребёнка.
Следующим фактором обеспечения безопасности является травматизм и несчастный случай, который проявляется в процессе жизнедеятельности. Соблюдение следующей систематизации – залог успешного избежания возникновения таких ситуаций.
Классификация:
падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом); занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Травмоопасные ситуации: в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);
в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
при катании на качелях, каруселях;
при катании на велосипеде, самокате;
при купании в водоемах;
во время игр на проезжей части.
Люди в современном мире должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды, создавая безопасные условия не только в дошкольном учреждении, но и за его пределами.
В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма в ДОУ.
Во избежание несчастных случаев техническое состояние помещения и прилегающих к садику построек необходимо подвергать обязательному регулярному контролю. Помимо этого каждый сотрудник дошкольного учреждения должен владеть инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности, и уметь применять их на практике в учебных условиях. Лучшим способом тренировки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является периодическое (не реже чем дважды в год) проведение учебных эвакуаций из помещения и с территории ДОУ.
Как сказал Д. Болдуин: «Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали». Поэтому нам, взрослым, необходимо выполнять вышеперечисленные факторы, при этом обращая внимание на психологическое здоровье ребенка, находя подход к каждому воспитаннику и создавая комфортные условия в группе, чтобы у ребят возникало желание вновь прийти в волшебный мир детства.
Подводя итог, хочется сказать, что только выполнение всех факторов в совокупности – это гарантия счастливого и безопасного детства.
Список литературы
1. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т. А. – М. : Педагогическое общество России, 2007.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. : ACT - С. П., 2002.
3. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.
4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.