Галина Кузнецова
Консультация для воспитателей «Как расширить словарный запас ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово – основная единица языка и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами,качествами.
Известно, что знакомясь с огромным количеством вещей, которые его окружают, ребенок путает предметы сходные о назначению и похожие внешне (чашка- стакан; платье – сарафан; ранец- портфель) и. п Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их помогает игра «Переезжаем на новую квартиру» Мы знаем как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков. Именно эти трудности помогают преодолеть игра «У кого какой предмет?»
Публикация «Консультация для воспитателей „Как расширить словарный запас ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по назначению на внешне различных предметов способствует активизации в речи дошкольников слов наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов. В игре «Ателье» дети опираясь н опыт «У кого какой предмет» упражняются в умении интересно и подробно рассказывать о предметах одежды характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, гладкая, расцветки (клетчатая, в полоску, однотонная).
Как известно мышление не отделимо то речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Уж в игре «У кого какой предмет» дети обучаются способом сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды.
Умение группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую птицу на свое место», «Отвечай быстро». Параллельно закрепляется труднейший программный материал на ознакомление с образом жизни животных и птиц; дошкольники учатся осознанно использовать обобщающие слова типа звери,насекомые, хищные, водоплавающие и т. д. Будущим школьникам очень важно овладеть умением учитывать совокупность признаков предметов или явлений. Это умение потребуется решения задач отгадывания и составление загадок, для правильного описания сюжетной картинки и т. д. Для развития такого умения предлагается две игры «Угадай по описанию» вооружающая детей способам распознающего наблюдения. Вниманию детей предлагается 4-5 изображений например, (пять снеговиков пять бабочек и. д.) Каждый снеговик имеет одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя. Педагог составляет описание по одой из картинок, а дети отгадывают о котором из снеговиков он рассказывает. Вторая игра «За покупками в магазин» разновидность первой, но в ней дети упражняются в нахождении предмета по описанию новым способом – путем исключения ряда признаков (купи мне мяч не синий и не маленький).
Специальные приемы и упражнения значительно обогащают детскую речь и дают возможность воспитателю проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим более живо и интересно. Почти се игры многоцелевые. Следовательно педагог неоднократно может возвращаться ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Учитель-логопед Кузнецова Г. П.