Марина Мальцева
Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные и комплексные занятия
в детском саду. (сходство и отличие)
выступление на РМО №3 старших воспитателей
Слайд 1
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры это «математика» и т. д.
Интегрированные и комплексные занятия : общие черты
Слайд 2
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга
Слайд 2
Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
работы.
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.
Слайд 2
Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
Слайд 2
Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?"; музыкальная исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность "Чего в лесу больше?" и т. п.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п.
По этой же теме "Цыпленок" на интегрированном занятии можно предложить такие задания:
- беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.);
- составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
- выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий - необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор);
- дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
- решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и т. п.);
- конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
- доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).
В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.
Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.
Слайд 2
Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий
Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.
Слайд 3
Общие рекомендации:
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.
При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :
- выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
- выявить связи между подобными элементами знаний;
- изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
- учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
- планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
- смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
- выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
Слайд 5
Потребность
Слайд 6 Педагогические возможности
формирование в единстве знаний и умений;
• коммуникативность умений;
• повышение интереса к учению;
• снятие напряженности, страха, неуверенности.
Сдайд 7 Требования к структуре занятий
Слайд 8 темы интегрированных занятий
1. Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников,профессий
2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов:
( лес: совокупность животных, растений, отдых;
море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения; магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;)
На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.
Интеллектуальная карта структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство)
Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).
Например, для интегрированного занятия "Море" основным понятием, которое расположено в центре, будет "море". От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды
Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми:
>"Вода источник жизни"
>"Время в природе"
Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием:
"Разнообразие листьев".
Познавательная деятельность анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга, группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы, физическая деятельность подвижная игра "Дневные и ночные растения", речевая игра составление рассказа-предупреждения "Осторожно! Растения-хищники!" (или лекарственные растения и т. п., художественная деятельность аппликация "Ноябрь" (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).
"Елка".
Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое, анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев ("Родственники елки", создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки ("Танграм", "Пифагор", рассуждения на тему "Почему грустят елки после праздников"? (экологическое воспитание).
Сдайд 9 Преимущества
• способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;
• расширяют кругозор;
• основываются на нахождении новых связей между фактами;
• эмоционально развивают детей.
Слайд 10 Трудности проведения
• сложность отбора материала;
• подробное структурирование занятия;
• проблема личной совместимости педагогов;
• общий подход к оценке знаний и умений детей;
• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
ст. воспитатель МДОУ детский сад «Светлячок» МальцеваМ. Б
2014 г
.