Ольга Бабакова
Консультация для воспитателей «Игры, которые лечат»
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
К сожалению, в наше время дети часто ограничены в движении, они лишены присущей им естественной необходимости поиграть в активные игры, побегать и т. д. И не всегда родители обеспокоены тем, что двигательная активность ребёнка ограничена, большинство даже рады, сидит, мол, никого не трогает, не мешает. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. А это всё ведёт к печальным и, порой, необратимым последствиям.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры, которые лечат“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Важно упомянуть об одной из основных особенностей детского организма – это постоянный рост органов. Интенсивнее развиваются мышцы тех органов, к которым направлен более сильный приток крови, а именно, органов, находящимся в движении. Доказано, что мышечная система дошкольников имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на органах ребёнка, но и на нервной, эндокринной, и медиаторной системах в целом.
Снижение естественной двигательной активности у ребенка влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно - мышечный аппарат, слабее работают сердечно - сосудистая и дыхательная системы. Следовательно, ослабляется организм ребёнка в целом, что ведет к ухудшению здоровья.
Что же такое здоровье? Это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. В детском саду ребёнок находится непродолжительное количество времени и охватить все аспекты жизни воспитанника у педагога не получится. Воспитатель в рамках здоровьесберегающих технологий должен работать в тесном контакте с родителями, врачами и с узкими специалистами ДОУ. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что нам необходимо достичь.
В дошкольном возрасте познавательное развитие детей должно осуществляться преимущественно в игровой форме. Во-первых, игра – это основной вид деятельности дошкольников, во-вторых, одна из важнейших задач педагога – это сохранение здоровья ребёнка. У дошкольного образовательного учреждения есть все основные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей.
Следует помнить, что психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Поэтому мы учимся играя, используем игровые упражнения.
Утро в любой группе детского сада начинается с зарядки. Ребёнку интереснее, когда она проводится весело, с элементами игры. Для этого воспитатели используют музыкальное сопровождение, потешки, речёвки, «привлекают» сказочных героев, так же положительно влияет и собственный пример педагога. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствует потребностям растущего организма.
Во время занятий в ДОУ педагог должен использовать динамические паузы, физминутки, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику и т. п. Всё это направлено на поддержание физического развития ребёнка, а так же помогает ему расслабиться, переключиться и начать заниматься с новыми силами. В результате использования игр, которые лечат мы не только оздоравливаем детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков координации движений, ловкости и меткости.
В каждой группе должна быть картотека игр, направленных на сохранение здоровья воспитанников, а именно:
дидактические игры (как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни);
подвижные игры;
пальчиковые игры;
артикуляционные гимнастики и речевые игры;
офтальмотренаж;
самомассаж т т. д.
В своей работе я зачастую использую сборники Железновых «Музыка с мамой». Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна разработали свою авторскую методику раннего развития детей. Программа рассчитана для дошкольников разных возрастов. В ней есть понятные малышам мелодии, песенки с движениями, обработанные на современный лад русские потешки, подвижные уроки под музыку, игровой массаж, пальчиковая гимнастика и многое другое. Музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких. Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное. Детям нравятся занятия под музыку, они легко воспроизводят движения, повторяют песенки.
Важную роль в поддержании здоровья дошкольников играют правильная мотивация и настрой родителей. Для этого воспитатель должен проводить с ними беседы, а так же оформить папки-передвижки или стенд с консультациями. Темы для консультаций должны периодически обновляться, быть актуальными и соответствовать возрасту воспитанников группы. При необходимости, педагог должен познакомить родителей с играми, используемыми на занятиях, чтобы была возможность закрепить с ребёнком, полученные навыки дома.
Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов, медицинских работников и узких специалистов ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение игр, которые лечат позволяет сделать образовательный процесс в детском саду насыщенным и интересным.