Светлана Чернышева
Консультация для воспитателей «Игровые методы в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки и т. д. Бесконечный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к художественно – речевой деятельности, к игре. Разнообразие, яркость, красота природы, наг-лядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мысли-тельной деятельности, что проявляется в их логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом при-чинную и временную зависимость предметов и явлений природы, т. е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершен-ствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создаёт предпосылки для формирования таких ценных качеств как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приёмы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Одним из важнейших практических методов экологического образования детей и его основных форм необходимо рассматривать игру.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые методы в экологическом образовании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра – это наиболее эмоционально насыщенная деятельность.
Значение игры:
1. Влияет на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.
2. Игровая деятельность способствует развитию способностей ребёнка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться её своеобразием.
3. Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гу-манных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.
Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во вре-мя экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошколь-ников – как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры.
1. Дидактические игры, их классификация.
Дидактическая игра – это игры с готовым содержанием и правилами.
Дидактические игры, это игры в которых процесс обучения детей осущес-твляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одно-временно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.
В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мысли-тельных операций дошкольников, развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей.
Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей группы. На дан-ном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезо-нными явлениями на прогулке, а так же организованных занятий по ознако-млению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наг-лядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического со-держания.
В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а так же в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т. д. в связи с усложнением образовательной нагрузки кар-динально меняются и сами игры.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- творческие.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объ-ектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсо-рику ребенка. Используются во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и в индивидуальных. Усложнение происходит в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Словесные игры. Это игры не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей знаний и представлений о мире природы. Проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей знаний о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помеще-нии, так и на прогулке.
Словесные игры:
Игры, содержанием которых являются разнообразные знания детей и само слово.
Особенности:
• Организовываются со знакомым материалом, построены на словах и действиях;
• Не требуют никакого оборудования;
• Участвует большое количество детей
Значение:
• Закрепляют, обобщают, систематизируют уже полученные, имеющиеся знания.
• Развивают быстроту реакции, речь, мышление, внимание.
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, моби-льно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Целесообразно ис-пользовать в работе с небольшой подгруппой детей (лото, домино, разрезные и парные картинки).
Значение:
Положительное:
• Особенное значение имеют игры с теми объектами и явлениями природы, которые дети не могут непосредственно наблюдать;
• Уточняют, систематизируют, классифицируют знания, формируют умения по рисунку узнавать образ природы.
Отрицательное:
• Участвует небольшое количество детей, так как ограничено количество пособий.
• Дети действуют не с реальными объектами, а с рисунками-схемами.
Используется в повседневной жизни, во всех возрастных группах. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с отображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карточку.
В старшей группе большое место занимают игры по классификации и обобщению («Где кто живёт?»).
Дидактические игры по дидактической задаче.
1. С овощами и фруктами.
«Вершки и корешки», «Узнай, что съел» + может влиять вкусовой анализатор, что заинтересовывает детей.
1. С комнатными растениями
«Где спряталась матрёшка?», «Что изменилось?», «Найди по описанию» + можно играть круглый год.
1. С деревьями, кустами и их частями
«Путаница», «Кто быстрее найдёт берёзу, ёлку, дуб», «Найди такой же листок».
1. С цветами луга, леса, поля
«Найди, что я назову», «Каких цветов не стало?», «Узнай по запаху» + учить бережному отношению и целенаправленному использованию сорванных цветов.
1. Игры с объектами неживой природы.
2. Игры с игрушками, которые приводятся в движение ветром.
Оборудование: вертушки, стрелы, водная и ветряная мельница, лодочки, воздушный змей.
Игры должны быть целенаправленными, воспитатель задаёт детям вопросы («Когда быстрее вертится вертушка: когда бежим или идём?»).
Значение: знакомят с теми возможностями ветра, воды, которые невидимы, помогают усвоить наипростейшие физические закономерности: движение на ветру, плавание предмета на воде.
Классификация природоведческих игр:
Игры с готовым содержанием и правилами:
- дидактические игры;
- подвижные игры (отображают явления живой и неживой природы)
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые игры;
- строительные с природным материалом;
- игры – драматизации;
- игры – путешествия;
- игры – викторины.
Значение: содействуют накоплению и систематизации знаний о предметах и явлениях окружающего, обогащение морального опыта, формированию на-выков правильного поведения. Развивают наблюдательность, влияют на эмо-циональную и познавательную активность детей.
Особенности: организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действует совместно. Во время игры дети закрепляют знания о труде взрос-лых в природе, усваивают значение труда взрослых в природе, у детей фор-мируются положительные отношения к труду.
Необходимо создавать условия для развё ртывания творческих игр: специаль-ный выбор игрушек, с/х машины.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом.
Слёжанный снег разбивают на кусочки и с их строят машины, крепости и т. д. Дети узнают свойства и качества материалов, уточняется их чувственный опыт. Воспитатель частично управляет игрой, даёт знания с помощью поисковых действий.
Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, ко-торые организуются с целью разрешения возникающих вопросов. В каждой группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом (пе-сочные дворики и столы, резиновые фигурки животных, силуэты домов и де-ревьев, металлические каркасы).