Елена Решетова
Консультация для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ «Как реагировать на агрессию ребенка. Приемы снижения агрессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ
Тема: Как реагировать на агрессию ребенка? Приемы снижения детской агрессии.
Темочки:
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых или эмоции.
Проявление агрессии у дошкольников обусловлено возрастными особенностями психического развития. В большинстве случаев она возникает спонтанно в ответ на какой-либо раздражитель. Объектами агрессии чаще всего становятся сверстники или близкие люди.
Причины детской агрессивности у дошкольников :
накопившееся эмоциональное напряжение;
неумение выражать словами обиду;
стремление получить желаемое (желание получить чужую игрушку);
недостаток внимания взрослых;
самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей;
защитная реакция.
Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Как выявить агрессивного ребенка?
Педагоги могут использовать схему наблюдения за ребенком, которая помогает определить повышен ли уровень агрессивности у ребенка или нет, а также анкету «Критерии агрессивности у ребенка», смотри ниже в приложении.
Критерии агрессивности
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Таким образом, предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Как помочь агрессивному ребенку?
Работа педагогов с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом, которая учит агрессивных детей приемлемым способам выражению гнева.
2. Обучение детей, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
1. Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности :
Возьмите лист и изобразите на нем любое агрессивное злобное существо, подпишите «лист гнева». Закрепите лист скотчем на стене. Объясните детям, что каждый может при вспышке злости сорвать, скомкать, бросить лист.
Попросите ребенка нарисовать на бумаге водой то, что вызывает у него агрессию, а затем понаблюдать, как бумага высыхает и источник гнева испаряется, исчезает. Предложите написать или нарисовать на бумаге все злые слова, которые хочется сказать кому-то или в адрес определенной ситуации, а затем велите разорвать бумагу на мелкие клочки. Помогите ребенку написать или предложите нарисовать письмо гнева, а затем вместе с ребенком привяжите его к воздушному шару и выпустите в небо.
Предоставьте детям возможность в случае приступа гнева, злости:
• комкать, рвать бумагу, картон, старые обои, коробку;
• лопать пузырьки на упаковочном полиэтилене;
• бить детскую боксерскую грушу, подушку;
• пинать мяч или банку из-под газировки;
• громко кричать в пластиковый стаканчик или трубку, свернутую из бумаги;
• втирать пластилин или массу для лепки в картонку;
• разрушать постройку из кинетического песка;
• создать песочную картину своего мира и разрушить ее;
• топать ногами;
Предложите ребенку нарисовать или вылепить свой гнев, рассмотреть его, проговорить, какие чувства он вызывает, поговорить от лица рисунка или поделки, произнести, что хочется сделать с этим изображением и сделать это.
2. Упражнения на обучения умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева:
- «Возьми себя в руки»
Цель: учить умению сдерживать себя, развивать самоконтроль.
Ход: Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя «взять в руки», т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
3. Игры на формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию:
- «Мое настроение»
Цель: развивать умение описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулировать эмпатию.
Ход: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
- «Узнай меня»
Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие эмпатии.
Ход: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
Экспресс-приемы «Как быстро остановить вспышку агрессии у ребенка в группе»
1. Твердо произнесите: «Стоп, стоп, стоп». Это привлечет внимание ребенка.
2. Посмотрите ребенку в глаза и спокойным тоном спросите: «Это большая проблема, средняя или маленькая?». Этот прием помогает переключиться с бурных эмоций на обсуждение ситуации.
3. Прервите агрессивное поведение ребенка неожиданным действием.
Например, свистните в свисток, внезапно пробегитесь в сторону от ребенка, наклонитесь и скажите шепотом ему в ухо любое слово, которое не относится к ситуации (например, «кошка»).
4. Произнесите группе с обычной громкостью: «Хлопните в ладоши один раз те, кто меня слышит». Скорее всего, вас услышат всего несколько детей, но их хлопки привлекут внимание остальных. Тогда произнесите: «Хлопните в ладоши два раза те, кто меня слышит». Можно после этого предложить детям прохлопать ладошами простой ритм или быстро перейти к игре (например, предложите дотронуться до чего-то деревянного, круглого, маленького и т. п.). Этот прием можно использовать и в том случае, когда в группе нарастает напряжение.
5. Громко спросите, кто хочет пить.
6. Используйте терапевтические возможности игры: предложите всем вместе поиграть в построение и разрушение построек из песка или снега, догонялки, выше ножки.
Правила, которым необходимо обучить агрессивного ребенка :
Правила – это не запреты, они отличаются от запретов тем, что включают в себя еще и разрешение. Например, запрет – «драться нельзя», а правило – «драться нельзя, можно дружить». Причем обратите внимание: дружить не надо, а можно. Это принципиальная разница. Выбор остается за ребенком – он может подружиться или отойти в сторону. Если начать заставлять дружить, то это вызовет очередной виток агрессии. И способ не сработает.
• Драться нельзя, можно дружить.
• Игрушки отбирать нельзя, можно поменять чужую игрушку на свою.
• Кататься на горке (качаться на качелях) в одиночку нельзя, можно кататься по очереди.
• Пихаться нельзя, можно сказать словами: «Отойди».
• Давать сдачи нельзя, можно кричать о помощи: «Спасите, помогите!»
• Доказывать свою правоту кулаками нельзя, можно искать словесные
аргументы.
И так далее.
Предлагая ребенку освоить правила, необходимо постоянно при удобном случае рассказывает ребенку об этом правиле.
Обращать внимание необходимо как на часть правила с отрицанием, так и на часть правила с положительной альтернативой поведения.
Таким образом, если перечисленные способы будут иметь разовый характер, то они не приведут к положительным изменениям. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет взрослым наладить взаимоотношения с ребенком.
Приложение
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
1 Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2 Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3 Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4 Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5 Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6 Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7 Он не прочь подразнить животных.
8 Переспорить его трудно.
9 Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10 Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее
окружающих.
11 В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12 Часто не по возрасту ворчлив.
13 Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14 Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15 Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16 Легко ссорится, вступает в драку.
17 Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18 У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19 Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20 Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Каждое предложенное положительное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов