Полина Тагаева
Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель: Лисюнина П. Н.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья своевременна и достаточно сложна. Начало этого процесса приходится на дошкольный возраст. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.
Публикация «Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта» размещена в разделах
Большую роль в воспитании будущих спортсменов играет детский сад. Именно в дошкольном возрасте дети получают основы знаний о различных областях спорта, достижениях российских спортсменов. Детям даются представления об Олимпийском движении - истории, роли в жизни страны и мирового сообщества.
Знакомство с видами спорта является важной частью воспитания физической культуры дошкольника. Результаты теоретического анализа показали, что чаще ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта ограничиваются лишь разучиванием элементов разных видов спорта и спортивных игр на физкультурных занятиях, а также одной - двумя беседами на занятиях по Валеологии или на ОБЖ. И не всегда в детских садах есть возможность познакомиться со всеми необходимыми по программе видами спорта, т. к. нет бассейна или необходимых спортивных снарядов.
Таким образом, ознакомление детей с разными видами спорта, в условиях ДОУ, опираясь на особенности дошкольников, возможно в специально организованной детской деятельности, в интересной для них форме досуга.
Дети, рассуждая о спорте, чаще не понимают значение данного понятия или имеют обобщённое представление, опираясь на свой личный опыт, а не знания, полученные в детском саду. Дети недостаточно эрудированны в вопросах, касающихся спорта для старшего дошкольного возраста. Причинами данных особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о спорте могут являться несовершенные педагогические условия:
• Недостаточно высокий уровень представлений о разных видах спорта и его значения в старшем дошкольном возрасте у воспитателей;
• Не конкретно и не логично спланированный педагогический процесс по ознакомлению с разными видами спорта;
• Недостаточно разработана развивающая среда групп по данному направлению;
• Недостаточно внимания уделяется работе с родителями по ознакомлению детей со спортом.
Поэтому проблема развития интереса к видам спорта и спортивным играм очень актуальна в настоящее время.
Игры в детских садах принято делить на подвижные и спортивные. Что общего в этих двух видах детской игры, и чем они отличаются?
Для того чтобы играть в подвижные игры детям не нужен контроль со стороны взрослых. Спортивные занятия, напротив, проходят по строго установленным правилам, в которых прописана и продолжительность игры, и количество игроков в командах, и задействованный инвентарь.
Другими словами, спортивные игры можно назвать продолжением или высшей ступенью развития просто подвижных игр. Общие элементы подвижных и спортивных игр – это прыжки и бег, метание и упражнения на равновесие. Конечно же, спортивные игры подбираются с учетом индивидуальных особенностей, здоровья, возраста и интересов малышей.
Главная задача физического совершенствования 6-7 летних детей состоит в расширении объема двигательных навыков за счет овладения более сложными видами движений из арсенала различных видов спорта и повышения внимания к развитию физических качеств – преимущественно быстроты и выносливости.
Однако скоростная и силовая подготовка, равно как и воспитание выносливости, не должны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.
Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.
Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др.
Большинство спортивных игр представляет собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т. п., выполняемые игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу. Различают спортивные игры командные (волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея, личные (боулинг, кёрлинг, шахматы, шашки) и игры, существующие как личные и командные (например, бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис).
Воспитатель и инструктор по физической культуре в детском дошкольном учреждении играют очень важную роль в деле воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту посредством спортивных игр. Структура их деятельности требует развития перцептивных, проектировочных, конструктивных, дидактических, экспрессивных, коммуникативных, академических и специальных способностей. Таким образом, успешная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре ДОУ требуют теоретической подготовки и практических навыков.
Данные исследований и практиков показали, что в старших группах детского сада возможны и рекомендуются подвижные игры с элементами спортивных игр. Они вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Существуют следующие классификации подвижных игр: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
В качестве примеров, рассмотрим вкратце несколько спортивных игр, рекомендуемых детям старшего дошкольного возраста, их основные правила, требования к подготовке и особенности развития физических качеств ребенка при выборе данной игры.
Бадминтон – спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры – не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т. п. делают бадминтон широкодоступной игрой. Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям:
1) выработать соответствующую осанку;
2) сформировать физические качества : силу удара, быстроту реакции и т. д. ;
3) выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
4) сформировать у ребенка умение играть в мяч;
5) разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;
6) подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;
7) отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).
Баскетбол – это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.
Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры: обучение технике ловли мяча; удержания мяча; передачи мяча; ведения мяча; бросания мяча в корзину.
Настольный теннис. Для игры в настольный теннис делают столы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола соответственно — 68, 250, 130 см. Для метаний и игр с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели — это металлические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они используются и для метаний и пролезания, и для различных игр.
Рекомендует следующие упражнения:
1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.
2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.
3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.
Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4—5 пар).
4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.
5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его отражает.
6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола — на своей половине, затем на половине партнера — только потом игрок его отражает.
После этого предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см.
Организация и методика проведения спортивных игр проводится по следующей схеме.
Характеристика игр. По сравнению с настоящими «взрослыми» спортивными играми, игры для дошкольников упрощаются по содержанию, правилам, количеству участников, введению заданий на коллективное соревнование. Учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей.
Объяснение игры. Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя.
Руководство ходом игры. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, поощряет детей, следит за действиями детей, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итогов игры. Воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, точность попадания в ворота (площадку, корзину) соперника, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.