Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста с помощью сказки»

Нина Макарова
Консультация для воспитателей «Формирование жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста с помощью сказки»
▼ Скачать +Заказ

   Являясь самым древним психологическим и педагогическим методом, в настоящее время сказкотерапия рассматривается как один из наиболее эффективных методов психокоррекции и педагогики.

Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется в литературе с двух позиций: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс «эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов», а он, наряду с механизмом проекции, является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста с помощью сказки“» размещена в разделах

     Значение сказок для воспитания и развития личности ребенка Осипова А. А. сводит к следующим позициям:

1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек : отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

    Таким образом, как отмечают многие авторы, сказки обладают большой привлекательностью и ценностью для детей. Ребенку требуется в специфической символической форме показать, как разрешаются проблемы, как сохранять ощущение безопасности до достижения зрелости.

Задачи сказкотерапии :

Научиться тому, как учить;

Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;

Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками, выделяемые Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в практикуме по сказкотерапии :

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

Наша задача: показать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки

о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание участвовать в занимательном зрелище. С учетом особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

Большое внимание уделяется двигательной активности. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, при роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.

Сказкотерапия проводится по группам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников – 8 – 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса может достигать 25 – 30 минут.

Целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.

Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключит внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже, сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.).

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Принципы сказкотерапии, считает М. В. Яковлева, заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1

Жили-были

Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны.

2

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом). Вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка.

3

Из-за этого…

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

4

Кульминация

Герои сказки справляются с трудностями.

5

Развязка

Результат действий героев сказки : «-»- герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+»-герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6

Мораль сей сказки такова…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяются.

Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни или специально придуманные темы.

Читать или рассказывать?

Отвечая на вопрос: «Лучше читать или рассказывать, психологи отдают предпочтение рассказыванию, которое позволяет создать атмосферу эмоциональной близости полноценно поддерживать значимый зрительный контакт. Чтение, в свою очередь, помогает ввести в мир книг, что ему весьма пригодиться в будущем.

Публикации по теме:

Что же такое сказкотерапия? Что такое сказотерапия? Стоит только сказать" Жили были" или " В некотором царстве, в некотором государстве" как уже ясно начинается сказка.

Сказкотерапия как метод преодоления коммуникативной дезадаптации дошкольников с ОНР Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста с помощью сказки»
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 14:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста с помощью сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Макарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД