Климентова Екатерина Владимировна
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"
Воспитание безопасного поведения у детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своему развитию и знаниям становится к этому подготовленным.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Главная цель работы воспитателя по профилактике детского дорожного травматизма - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
1. закрепить первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице;
2. формировать у детей бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов.
3. развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения» :
1. Ребёнок - пешеход
2. Ребёнок - пассажир
3. Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют наглядные и технические средства обучения. С их помощью осуществляются в данном направлении и комплексно решаются поставленные задачи:
- воспитательные - реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;
-развивающие - направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;
-обучающие - направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам дорожного движения.
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.
Согласно календарно-тематическому планированию, в марте проходит тематическая неделя, посвящённая углублённому изучению правил дорожного движения. Планирование всех видов деятельности ребё нка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т. д. Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий. Однако одной тематической недели недостаточно. Работу надо проводить систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.). Нужно приучать ребёнка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.
Формы организации образовательной деятельности:
- игры – занятия;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- наблюдения;
- экскурсии;
- сюжетно – ролевые игры;
- настольные, дидактические, подвижные игры;
- просмотр мультфильмов;
- продуктивная деятельность;
- отгадывание загадок;
- досуги;
- разыгрывание ситуаций с предлагаемыми обстоятельствами;
- взаимодействие с сотрудниками ГИДД.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.
1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках).
2. Иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.
3. Знание имени, фамилии, домашнего адреса (город, улица, в подготовительной группе номер дома и квартиры).
4. Знание правил поведения во дворе :
- не ходить никуда без разрешения взрослых;
- играть только на детской площадке;
- не играть близко от проезжей части дороги;
- не кататься по проезжей части дороги.
5. Знание правил безопасного поведения в транспорте :
- нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых;
- не стоять у дверей;
- разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;
- нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна;
- уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
6. Знание правил безопасного поведения на дороге :
- переходить улицу только на зелёный свет светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины направо.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому, понимая всю важность данной проблемы, необходимо включать занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.
Требование к РППС и уголкам безопасности дорожного движения в группах
Первоочередную роль в работе по формированию навыков безопасного поведения на улице играет предметно-развивающая среда, которая включает в себя:
- наглядные центры ПДД и дорожной безопасности;
- условия для самостоятельной игры;
- образовательной деятельности;
- продуктивной деятельности;
- условия для индивидуальной работы;
- ИКТ и видеоматериалы;
- художественную литературу для чтения детям;
- возможность организовать игры на прогулке.
Примерное содержание центров безопасности дорожного движения
в группах детского сада
Первая младшая группа (2-3 года) :
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Вторая младшая группа (3-4 года) : к предметам, имеющимся в центре безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку»;
- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора.
Средняя группа (4-5 лет) : к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения второй младшей группы, следует добавить:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
Старшая группа (5-6 лет) : к предметам, имеющимся в центре безопасности дорожного движения средней группы, следует добавить:
- макет перекрёстка, желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Главная дорога», «Уступи место», «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»;
- схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Подготовительная группа (6-7 лет) : к предметам, имеющимся в центре безопасности дорожного движения старшей группы, следует добавить:
- картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер);
- окно выдачи водительских удостоверений тем, кто сдал экзамен по ПДД.
Работа с родителями в аспекте воспитания грамотного пешехода обязательно включает в себя организация выставки семейного творчества по ПДД
А также наглядно-информативные стенды для родителей: памятки, консультации, перечень литературы для домашнего чтения, анкетирование, беседы на родительских собраниях и видеоматериалы.