Башкотова Ольга Александровна
Консультация для воспитателей «Если хочешь быть здоров — закаляйся!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
2019 г.
Закаливание — это система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Публикация «Консультация для воспитателей „Если хочешь быть здоров — закаляйся!“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Закаливание - это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата. Приступать к закаливанию можно в любом возрасте.
Слово «закаливание» пришло в медицину из техники, где оно обозначает превращение веществ из неустойчивого состояния в более устойчивое, твердое, например закаливание железа. Физиологическая сущность закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым (конечно, до известных пределов) к простудном заболеваниям и перегреванию. Такой человек легче переносит физические и психические нагрузки, менее утомляется, сохраняет высокую работоспособность и активность.
Закаливать детский организм нужно правильно, в соответствии с его возрастом, принципами закаливания, режимом дня, что является важнейшими условиями для нормального физического и нервно-психического развития ребенка.
Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой.
Одна из важнейших обязанностей и задач ДОУ и семьи - охрана и укрепление здоровья ребенка. В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада основное место занимает закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к респираторным инфекциям, укрепляет защитные силы организма, развивает его способность противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям.
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Однако, для того, чтобы получить положительный результат, и не навредить детскому организму, следует руководствоваться правилами закаливания :
Правила закаливания ребенка
1. Чем раньше начнете, тем лучше – возраст не имеет значения.
2. Процедуры должны проводиться систематически, и не важно, будет это контрастный душ, обливания, хождение по снегу или просто воздушные ванны.
3. Продолжительность процедур увеличивайте постепенно, иначе закаливание может обернуться лечением простуды у ребенка и постельным режимом.
4. Настроение имеет значение! Поверьте, те же обливания окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех, а не громкий плач.
5. Станьте примером для подражания. Кроха намного охотнее будет закаляться, видя, что родители и сами с удовольствием принимают участие в водных процедурах.
6. Повысьте эффективность водных процедур за счет сочетания их с физкультурой или массажем.
7. Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.
8. Не допускайте переохлаждения малыша.
9. Следите, чтобы ребенок не перегрелся.
10. Руки и ноги малютки перед началом процедур должны быть теплыми.
Придерживаясь простых правил закаливания ребенка в домашних условиях, вы сможете защитить его не только от частых простуд и хронических заболеваний, но и от плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух. Осталось только выбрать подходящий именно вам способ закаливания и можно начинать. Это могут быть : обтирания, ножные ванночки, ванны с постепенным понижением температуры, контрастный душ или обливания холодной водой.
Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении следующих принципов:
ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Принцип первый — регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.
Принцип второй — постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.
Принцип третий — интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.
Принцип четвертый — сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма — при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).
Принцип пятый — не растираться после обливания.
Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.
Принцип шестой — многофакторность природного воздействия, т. е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т. д.
Принцип седьмой — комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.
Наконец, принцип восьмой — закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.
Таким образом, исходя из принципов закаливания, в дошкольных и школьных учреждениях предложена система закаливания, которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.
Предлагаемая система состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней по оздоровлению. Начинаются они дома, с пробуждением, продолжаются в течение дня в детском саду и школе и заканчиваются вечером перед сном. День у ребят в дошкольном учреждении начинается с утренней зарядки, которая регулярно проводится на свежем воздухе в облегченной одежде. В комплекс зарядки обязательно включаются несколько упражнений на дыхание. После зарядки в группе дети моют холодной водой лицо, руки, шею, ушные раковины, полощут рот и нос. В течение дня в помещении дети находятся в легкой одежде, босиком или раздеваются до трусиков. Температура в комнате поддерживается не выше 22–24оС.
Во время прогулок у детей облегченная одежда (преимущественно из хлопчатобумажных тканей, соответствующая погодным условиям и позволяющая детям активно двигаться и играть в подвижные игры.
В детском саду дети спят в одних трусиках в хорошо проветренной спальне. В школе на занятиях учатся босиком за партами.
Центральным звеном закаливания является целая цепочка последовательных действий, которые можно выполнять как до, так и после дневного сна. Они проходят по следующей схеме:
• ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»,
• пульсирующий микроклимат,
• выход на землю или снег в трусиках,
• обливание всего тела холодной водой.
Все это выполняется в течение 15 минут быстро, энергично и, конечно же, в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния. К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.
Закаливание воздухом.
Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов. У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.
Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами.
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара. Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног, постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.
Закаливание водой.
Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки. Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.
Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
Во время одевания на прогулку, нужно следить, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подборе подвижных игр с чередованием малоподвижных игр, проведении гимнастических упражнений, направленных на развитие двигательной активности, организованная трудовая деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организация сюжетно – ролевых игр, проведение индивидуальной работы с детьми с учетом возрастных особенностей) .
После дневного сна проводить закаливающую гимнастику. Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма.
Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений, например: «Подними карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д…. При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.
Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.
Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.
"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврики для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
В систему закаливания входят и занятия дома, иначе организм теряет тренированность системы теплорегуляции.
Детям передают свой опыт взрослые: в дошкольных учреждениях— воспитатели, дома — родители. Делать это могут те люди, которые его имеют, сами на себе все почувствовали. Поэтому важное место в системе закаливания занимает просвещение родителей, коллектива детского и приобщение их к здоровому образу жизни. С этой целью необходимо информировать по этому вопросу, давая методические рекомендации и домашние задания по закаливанию и физическим упражнениям.
Рекомендации по закаливанию детей в летний период
Водные процедуры
1. Обливание ног с постепенным снижением температуры.
Летом целесообразно обливание ног с целью закаливания сочетать с мытьё м их после прогулки: ноги моют с тёплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры
Медицинских отводов по закаливанию не должно быть. При организации специальных закаливающих мероприятий детей целесообразно разбить на 3 группы:
I группа: дети здоровые, ранее закаливаемые
II группа: дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья
^ III группа: дети имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в ДОУ после длительных заболеваний.
По мере закаливания, но не менее чем через два месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую.
Возраст
Группа здоровья
Начальная t
Конечная t
2-3 года
I и II
300 C
180-160 C
III
350 C
260-280 C
3-4 года
I и II
300 C
160-140 C
III
340-350 C
240 C
5-7 лет
I и II
300 C
160-140 C
III
340-350 C
220 C
Температура воды снижается через 1-2 дня на 20 C.
При обливании ног смачивают нижнюю половину голени и стопы. На каждое обливание расходуется 1/2 - 1/3 литра воды соответствующей температуры. Продолжительность 15-20 секунд
После обливания следует растирание сухим полотенцем до лёгкого порозовения кожи.
2. Подмывание
Температура воды постепенно снижается с 29-300 С до 22-200 С (на 20С через каждые 5-6 дней)
^ 3. Влажное обтирание (II и III группа здоровья) : начинают с обтирания рук, ног, а затем туловища и постепенно переходят к общему обтиранию. После влажного обтирания кожу растирают сухим мягким полотенцем c применением мягкого массажа до появления умеренного покраснения.
Общие обтирания производят варежкой из мягкой ткани, смоченной водой соответствующей температуры.
^ 4. Обливание всего тела
При температуре воздуха не ниже 230 С длительность процедуры с 15 до 20 секунд, затем сухое растирание. Температура воды снижается через каждые 3-4 дня на 20 С.
^ 5. Купание в бассейне:
•
Разрешается детям старше 3-х лет
•
не более одного раза в день
•
от 3 до 5-8 минут
•
при t воздуха не менее 250 С.
•
t воды не менее 230 С
^ 6. Полоскание рта кипячёной водой комнатной температуры
с 2-3 лет. с 4-5 лет полоскание горла. На полоскание используют 1/3-1/2 стакана воды. Бульканье воды в горле нужно проводить как можно дольше
^ 7. Игры с водой. Температура воды не ниже 200 С. Время экспозиции постепенно увеличивается с 30 секунд по 5- 10 минут.
Воздушные ванны
Закаливание свежим воздухом показано всем детям, но в зависимости от состояния ребёнка нужно проводить или общие или частичные воздушные ванны.
Возраст
Местные воздействия
Общие воздействия
Начальная t
Конечная t
Начальная t
Конечная t
До 2-х лет
230 C
200-180 C
230 C
210-200 C
2-3 года
220 C
180-160 C
220 C
200 C
4-7 лет
220 C
160-140 C
220 C
100-180 C
Местные воздействия: ребёнок находится в обычной одежде, во время физ. занятий, муз. занятий, утренней гимнастики.
Общее воздействие - при смене белья, перед и после дневного сна. Продолжительность воздушных ванн с 3-5 минут до 10-15 минут.
Босохождение
Ходьба босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Увеличение с 2-3 минут до 10-15 минут. Ходьба босиком в помещении (перед сном и после сна). Проведение утренней гимнастики в носках, а потом босиком на паласе.
^ Закаливание солнцем
Осуществляется в процессе прогулки.
I этап: свето - воздушные ванны в тени деревьев
II этап: игра детей под прямыми лучами солнца в течении 5-6 минут (на голове при этом должна быть обязательно светлая шапочка)
III этап: раздевание детей до трусов и маек, а затем до одних трусов. Продолжительность - с 5 минут до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце.
Имеется ряд противопоказаний к использованию солнечных ванн в целях закаливания :
не рекомендуется детям страдающим резким отставанием в физическом развитии, малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания.
^ Закаливание в повседневной жизни детей:
1. Создание гигиенических условий: Обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка.
Сквозные проветривания в течении 5-7 минут в отсутствие детей:
-утром перед приходом детей;
-перед занятиями;
- перед возвращением детей с прогулки;
- во время дневного сна;
- после полдника
Одностороннее проветривание.
Для контроля температурного режим в группах должен быть термометр. Рекомендуемая температура воздуха в групповых помещениях
до 3-х лет - от 21 до 230 С
3-4 года от 20 до 220 С
6-7 лет от 19 до 210 С
2. Правильная организация - важный момент закаливания детей.
3. Хождение босиком (по траве, гравию, песку) с постепенным увеличением время (с 2-3 минут до 10-12 минут). Хождение босиком в помещении (перед дневным сном до своей кроватки; после дневного сна - босиком до стула с одеждой); для детей 5-7 лет: сначала в носках, затем босиком проведение утренней гимнастики)
4. Проведение физ. упражнений на открытом воздухе (на участке, спортивной площадке) : утренняя гимнастика, физ. занятия, подвижные игры, спорт. упражнения, желательно в конце прогулки).
5. Использование воды в целях закаливания :
-дети до 3-х лет: при умывании моют кисти рук, лицо, шею.
-старше 3-х лет: моют руки до локтя, шею, верхнею часть груди и спины (Обязательным требованием является постепенное снижение температуры).
Подвижные игры при ОРЗ, рините, аденоидах, бронхите.
«Перышки».
Цель: тренировка навыков правильного носового дыхания.
Ход: Положить перышко на лист бумаги и сдувать его при помощи носового дыхания.
«У кого больше сил?»
Цель: улучшить функции дыхания, укрепление челюстно-лицевых мышц.
Ход: Положить на стол карандаши или шарики. Вытянув губы трубочкой, сильным выдохом, нужно сдувать карандаши или шарики со стола. (выдыхать только через нос).
«Забей гол».
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, улучшение вентиляции задних отделов легких.
Ход: Поставить на пол две кегли (ворота) и стараться загнать (задуть) воздушный шар в ворота-кегли.
Противопоказания и показания к закаливанию.
Какие есть противопоказания к закаливанию?
Противопоказания к закаливанию в виде солнце - и воздухолечения следующие: активный туберкулез легких, наличие длительного хронического нагноения с амилоидозом печени и почек, явления базедовизма, резкие степени анемии являются противопоказаниями для солнцелечения; не назначают солнечные ванны также при явлениях выраженной недостаточности кровообращения – коронарной болезни, аневризме аорты, выраженном атеросклерозе, при резко выраженных формах неврозов, а также после коммоций, при злокачественных новообразованиях, при явлениях резко повышенной чувствительности кожи к ультрафиолетовым лучам.
Общие солнечные ванны несовместимы в один день с общими облучениями ультрафиолетовым светом от кварцевой лампы, с общими суховоздушными световыми ваннами, с общей диатермией и многопольным облучением рентгеновыми лучами.
Вывод
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, но и интеллектуального. РЕГУЛЯРНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ МОГУЧИМ СРЕДСТВОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ НОРМАЛЬНОЕ ПРОТИКАНИЕ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОНО СЛУЖИТ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, СПОСОБСТВУЕТ ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ И ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.