Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Богородское чудо»

Татьяна Цветкова
Консультация для воспитателей «Богородское чудо»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Народная игрушка является частью национального культурного наследия. Она имеет свои педагогические, художественные, технические традиции. Эти простые и ясные традиции носят черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.

С детской игрушки начинается человек, начинается его представление о Родине. В этой рукотворной забаве отражены стремления к прекрасному и вкус народа, любовь к детям, народные мудрость и талант.

Публикация «Консультация для воспитателей „Богородское чудо“» размещена в разделах

Народные игрушки рождены многовековым житейским опытом, с ранних лет они приучают ребёнка к труду и самостоятельности, учат понимать прекрасное, воспитывают уважение к людям труда, любовь к Родине.

С малых лет дети сталкиваются с народной игрушкой, играют с ней. Но без специальной педагогической работы у них не формируется представление об игрушке как предмете истории, культуры родного народа, не возникает устойчивый интерес, который побуждал бы к познанию, к стремлению отразить свои знания в деятельности.

Мы должны рассматривать игрушку как неотъемлемую часть народного творчества и как средство ознакомления дошкольников с историей и культурой, жизнью и бытом людей, закрепляющее духовную связь с народом, представителем которого ребенок является.

Подобно родной речи, сказке, песне народная игрушка является замечательным культурным наследием. Тысячелетия народная игрушка воспитывала ребёнка. Она радует, развивает творчество, учит понимать окружающую жизнь, знакомит с различными видами труда взрослых.

Работу по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой

Целесообразно вести в трё х направлениях:

1. Формируем у детей представления о народной игрушке;

2. Знакомим с трудом по их изготовлению;

3. Стимулируем детей для отражения своих чувств и знаний в различных видах деятельности.

Использование народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе должно осуществляться посредством совокупности разнообразных методов и приёмов в различных видах детской деятельности. При этом следует учитывать особую роль краеведческого материала.

Наш город - Сергиев Посад издавна называют «столицей игрушечного царства». Игрушечные промыслы, уходящие своими корнями в далёкое прошлое, являются гордостью Сергиева Посада. Сергиево-Посадские игрушки радуют мастерством исполнения, поражают выдумкой. Они всегда имеют своё неповторимое лицо.

Неудивительно, что именно в нашем крае, богатом лесами, дерево стало самым распространённым материалом для ручного творчества. Множество его удивительных природных качеств (прочность и податливость, красивая естественная текстура, способность принимать любую окраску) щедро вознаграждают трудолюбие и изобретательность мастеров.

Испокон веков стучит по наковальне медведь-кузнец - верный помощник русского мужика. Этот кузнец служит символом резчиков по дереву, настоящих умельцев. В Богородской игрушке сплетаются быль и сказка.

Эту игрушку, в основном, делают женщины. Мужчины прекрасно режут по дереву разные красивые вещи, но на маленькие игрушки им почему-то не хватает терпения. Так что главные хранители богородских тайн – это местные бабули-мастерицы. Именно они и делают самых разнообразных сказочных персонажей.

Немного истории. Жил на земле человек. Умелый, сообразительный. Как звали, никто не вспомнит. А только взял он однажды кусок дерева, да и вырезал из него фигурку детям на потеху. Фигурку непростую – плясать она могла здорово. И не заяц это был, не собака, а медведь настоящий. Исконный защитник земли русской, могучий, надежный.

В IХ веке, когда все богородские мастера работали на дому, каждый из них создавал свои собственные сюжеты из жизни. Когда возникла мысль создать артель, каждый из них принес по одному образцу своих игрушек. Тогда еще и слова «музей» никто не говорил. Все собирали в «ассортиментном кабинете». Когда подсчитали, сколько всего получилось образцов, оказалось, что их около двух тысяч! Вот как богата оказалась фантазия народных умельцев.

Почти каждая игрушка это – простейший механизм. Все держится на деревянных планочках, прочных веревочках. Нажмешь в правильном месте – и деревянные фигурки придут в действие. Покажут какое-нибудь незамысловатое представление.

Очень популярны в народе были игрушки, вырезанные по мотивам басен. Это имело особенное значение. Рассказала мать ребенку поучительную историю, дала игрушки в руки, а он себе и повторяет. Вроде игрой занят, а вроде и жизни учится.

Особое явление в богородской игрушке - «китайская мелочь». Ну, какой крестьянин мог себе позволить поехать в Китай? А вот о том, что есть такая страна в деревнях знали. И знали, что живут там «маленькие человечки». Какого именно роста китайцы на самом деле, как они точно выглядят, мастера не знали. Поэтому зимними вечерами, когда свободное время все-таки находилось, мастера фантазировали – какой же он, народ Китая. И резали фигурки по своему представлению. Фигурки были настолько маленькие, что их продавали, как семечки на базаре - стаканами. Помещалось туда пять-шесть штук, кому как повезет. Стоил такой стаканчик одну копейку.

Благодаря содержательным особенностям и устройству богородских игрушек знакомство с ними можно превратить в интересный для детей и насыщенный в воспитательном отношении процесс. Через эти удивительные игрушки дети знакомятся с прошлым страны, её природными особенностями, с трудом и бытом людей.

Забавное содержание многих игрушек, заложенный в них юмор, помогают показать дошкольникам национальные черты русского характера: оптимизм, доброе отношение к детям, радостное восприятие жизни.

Игрушка – не только забава, она учит добру и красоте. Через них ребёнок познаёт себя и окружающий мир.

Наша задача – сделать так, чтобы этот мир всегда был наполнен для детей добром, радостью и светом.

С чего лучше начать знакомство дошкольников с этим чудом народного творчества?

1. Предложите детям подумать, почему эти игрушки называются богородскими, как по названию можно определить «адрес», где они родились (село Богородское).

2. Познакомьте с их особенностями (маленькие скульпторы, с материалом, из которого они изготовлены (липа, ольха, осина).

Отличительным признаком богородской игрушки является то, что ее, обычно, не раскрашивают, наносят порезки. Этим она отличается от многоцветных Сергиево-Посадских матрешек и бабенских точеных игрушек, городецких расписных деревянных игрушек.

Казалось бы, по этому признаку богородская игрушка должна быть менее интересна для дошкольников, для которых цвет наиболее значительное свойство предметов окружающего мира. Но процесс ознакомления детей с богородской игрушкой можно сделать увлекательным и познавательным, если раскрыть детям содержательные особенности данных игрушек.

Обязательно обратите внимание на то, что самые любимые и распространенные герои богородских мастеров - персонажи сказок: животные и люди.

В связи с этим, при ознакомлении с богородскими игрушками эффективно сочетание нескольких жанров народного творчества (игрушка, сказка, пословицы и поговорки, связанных одной идеей.

Предложить детям вспомнить сказки, в которых народ рассказывает, например, о медведе. В русских народных сказках издавна бытуют сюжеты, посвящённые встречам медведя с человеком.

Дети обязательно вспомнят сказки о том, как крестьянин и медведь делили вершки и корешки, как они вместе дуги гнули, как медведь с мужика муху прогонял и другие.

После этого пусть дети с помощью воспитателя найдут ответ на вопрос: «Почему русский народ в своих произведениях - сказках, игрушках - часто изображает медведя?»

Общими усилиями ответ будет найден: «В старые времена на Руси было много лесов, в которых водились медведи. Поэтому про них придумывали сказки, а фигурку медведя вырезали из дерева и давали детям играть».

Так дети подводятся к пониманию того, что произведения народного творчества, в том числе игрушки, знакомят нас с прошлым страны, её природными особенностями, с трудом и бытом людей. Благодаря этому история родного народа становится зримее, конкретнее, эмоционально окрашенной.

С этой целью познакомьте детей с игрушками - фигурками дровосека, охотника, крестьянина, несущего вязанку дров, бондаря, надевающего обручи на кадушку. При этом их восприятие должно направляться вопросами о том, что делает дровосек, бондарь, охотник и т. д., для чего он так делает.

От конкретных знаний об особенностях труда отдельного человека дети подводятся к обобщению: так трудились русские люди в старину.

Через богородскую игрушку есть возможность раскрыть дошкольникам издавна сложившиеся чувства и отношение русского народа к детям, стремление их занять, позабавить, повеселить. Это прослеживается через особенности изображения: например, расфуфыренная барыня, вызывающая улыбку у детей, весёлая сценка «Как медведи дуги гнул» и т. д.

Таким образом, забавное содержание многих богородских игрушек, заложенный в них юмор помогают подвести старших дошкольников к первоначальному осознанию отдельных черт русского характера: веселости, оптимизма, любви к детям, трудолюбия, изобретательности, чувства юмора.

Результатом такой работы будет:

- у детей сформируется устойчивый интерес к народной игрушке как части культурного наследия;

- обогатятся их знания об изготовлении игрушек и труде народных умельцев родного Края;

- дети смогут отражать свои чувства и знания в различных видах деятельности, в том числе деятельности творческого характера;

- будут бережно относятся к результатам труда взрослых;

- вырастут добрыми и веселыми.

А у нас надолго останется возможность видеть мир таким, каким его видят дети, учиться у них быть счастливыми и радостными. Ведь на самом деле воспитатель набирается опыта вместе с детьми и тоже растет. Это и есть уроки сложной, но прекрасной науки «быть воспитателем».

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация для воспитателей и родителей «Поделки своими руками «Белоснежное чудо»Консультация для воспитателей и родителей «Поделки своими руками «Белоснежное чудо» Цель: помочь воспитателям детских садов и родителям воспитанников в выборе и использовании различных материалов для изготовления подарков.

Консультация для воспитателей «Общение с родителями» Как подготовиться и провести родительское собрание - Составьте четкий план собрания и придерживайтесь его. - Продумайте содержание каждой.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Рассказывание об игрушке» В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Богородское чудо»
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 16:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Богородское чудо»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цветкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД