людмила слатникова
Консультация для воспитателей «Безопасность детей в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
«Безопасность детей в детском саду и дома»
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Безопасность в детском саду
Публикация «Консультация для воспитателей „Безопасность детей в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ созданы безопасные условия. Это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.
Основными направлениями деятельности сотрудников детского сада по обеспечению безопасности в детском саду являются :
-пожарная безопасность;
-антитеррористическая безопасность;
-обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;
-охрана труда.
Воспитание по безопасности направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Но на практике выявляется целый ряд недостатков:
• Не все дети способны управлять своим поведением в той или иной ситуации, так как многие дети не имеют положительного примера со стороны окружающих, в том числе родителей. Многие родители сами не умеют вести себя правильно в экстренных ситуациях: при пожаре, наводнении, при дорожно-транспортном ДТП.
• Поведение некоторых детей, подвержено сиюминутным желаниям, хочу здесь и сейчас.
• Не у всех детей дошкольного возраста сформированы ценностные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Многие родители не учат своих детей правилам поведения в экстренных ситуациях
• Ребенок не имеет положительного примера для подражания.
• Недостаток материала: наглядного, дидактического, демонстрационного; методической литературы;
• Недостаток квалифицированных кадров;
• Недостаток в помощи родителей: многие родители не сотрудничают с воспитателями;
• Нет возможности использования инновационных форм работы в связи с отсутствием необходимой материально – технической базы;
• Текучесть кадров, так как многие молодые специалисты не хотят работать в детском саду в связи с маленькой заработной платой;
• Не все дети имеют возможность посещать детский сад.
Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
В результате устранения недостатков у обучающихся сформировывается новый образовательный результат.
• Ребенок становится психологически устойчивым к стрессовым ситуациям;
• У ребенка сформированы представления о поведении в различных ситуациях;
• Умеет находить выход из сложных проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
• Умеет решать проблемы в соответствии своему возрасту;
• Умеет предвидеть опасность, и пути выхода из нее.
• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
• Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
• Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Изменения в образовательном процессе становятся неизбежны.
Тематическое планирование на год, разработанное по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Залог успешности образовательной деятельности по данной теме – сочетание разнообразных видов детской деятельности :
• игровой;
• художественно-эстетической;
• познавательно-речевой;
• коммуникативной,
А также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся:
• беседы с участием персонажей,
• ситуационно-имитационное моделирование,
• использование заранее спланированной педагогической ситуации,
• анализ заданных ситуаций,
• детское экспериментирование и проектная деятельность,
• игры – соревнования,
• организация совместной деятельности детей и взрослых.
Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребё нком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
«Ребенок дома»
Пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого, играми драматизациями.
4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни