Климова Оксана
Консультация для воспитателей «Адаптационные программы детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра-ортоптист ежедневно проводят аппаратное лечение, следят за состоянием зрения и зрительными нагрузками.
Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми с низкой остротой зрения и т. д.
Только совместная работа врачей, психолога, тифлопедагога, воспитателей, логопеда и родителей приведет к положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно, и к всестороннему развитию ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптационные программы детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Работа по социальной адаптации детей с нарушениями зрения в дошкольных образовательных учреждениях строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей. Работа по социальной адаптации детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении состоит из взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными направлениями детской деятельности, комплексного воздействия содержания приемов, методов и средств коррекции на детей, организации обеспечения оптимальных условий для систематического, всестороннего, непрерывного воспитания и обучения.
Основными направлениями работы по социальной адаптации детей с нарушениями зрения в дошкольных образовательных учреждениях являются:
1. Развитие зрительного восприятия.
В естественных условиях проживания ребенок с нормальным зрением подвергается систематической и многократной зрительной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, в результате чего ребенок не может Приобретают тот же сенсорно-перцептивный опыт, что и ребенок с нормальным зрением.
Дети с нарушениями зрения находятся в обедненной зрительной среде, в которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует значительному улучшению сенсорной основы познавательного развития.
2. Развитие осязания и мелкой моторики.
Низкий уровень развития тактильной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук возникает из-за того, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на зрительную ориентировку и не осознают роль осязания как средства восполнения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно осваивать различные предметно-практические действия путем подражания другим. Коррекционные упражнения направлены на развитие у детей с нарушениями зрения навыков и умений тактильного мира, а также на обучение их приемам выполнения предметно-практических действий. Например, художественное творчество является очень интересным занятием для детей, поэтому работа с нетрадиционным материалом - лепка из соленого теста (тестопластика) вызывает у детей восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками, с гордостью показывают свои работы родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.
3. Ориентация в пространстве.
Для детей с нарушениями зрения характерны недостатки в развитии движений и низкая двигательная активность; по сравнению с детьми с нормальным зрением у детей с нарушениями зрения значительно хуже развиты пространственные представления, способность к практической микро- и макроориентировке, словесные обозначения пространственных положений.
Нарушения глазодвигательных функций обусловливают ошибки в опознании детьми формы, величины и пространственного расположения предметов. В ходе коррекционных занятий дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с использованием всей сенсорной сферы. На практике использование здоровьесберегающих технологий, социально-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук и кистей рук позволяет детям с нарушениями зрения стать более активными и любознательными в процессе игры и обучения.
4. Социально-бытовая ориентация.
Социально-бытовая ориентация направлена, прежде всего, на решение задач социализации детей с нарушениями зрения и формирование навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально использовать зрение, получать с его помощью наиболее полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкус, обоняние и температурную чувствительность, умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, использовать определенный запас представлений об элементарных социальных и бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими. Для более легкой адаптации и социализации детей с нарушениями зрения педагог в игровой форме может знакомить их с элементарными правилами поведения и общения со взрослыми и сверстниками.