Татьяна Иванина
Консультация для воспитателей «Детский сад и семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Публикация «Консультация для воспитателей „Детский сад и семья“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семья и дошкольные учреждения –два важных института социализа-ции детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учрежде-ние играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образова-ние, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослы-ми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие до-школьника без активного участия его родителей в образовательном про-цессе вряд ли возможно. Семья-важнейший институт социализации детей. Она-первое и основное звено, которое связывает жизнь ребенка с окружа-ющей средой, помогает ему устанавливать связь с окружающим миром, ярко проявлять свои интеллектуальные возможности, быстрее реализовы-вать их.
Существенное значение имеет многоаспектное содержание мира се-мьи: этнографическое, культурологическое, социально-нравственное, тру-довое (О. Л. Зверева, С. А. Козлова, М. В. Крулехт, Т. А. Куликова, В. И. Ло-гинова, Т. Я. Шпикалова и др.). Благодаря своей необычайной емкости мир семьи представляет интерес с художественной, исторической, этнографиче-ской, социологической научной и воспитательной точки зрения. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможно-стей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родите-ли не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, по-скольку не обладают нужным опытом и т. д. Здесь на помощь должно прийти дошкольное образовательное учреждение, так как в детских садах воспитательно-образовательная работа с детьми отличается целенаправ-ленностью, педагогической грамотностью, организована на научных осно-вах и осуществляется специально подготовленными людьми. Дошкольное образовательное учреждение должно направить работу на формирование у детей направленности на мир семьи.
Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся ба-нальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимули-руют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодей-ствия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не облада-ют, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Существует несколько определений семьи.
1. Семья - основанная на браке или кровном род-стве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной по-мощью, моральной и правовой ответственностью.
2. Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.
3. Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.
Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка яв-ляется обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспиты-вающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасно-сти одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые явля-ются членами семейных коллективов. Недополучивший родительской люб-ви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к пе-реживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстни-ков, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Вы-росший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изне-женности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребен-ка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным факто-ром формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизнен-ных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем : дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клу-бок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вме-сте отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаи-моотношения.
Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересо-ванности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинте-ресованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.
Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика вос-питания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и сте-пенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.
Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существо-вать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях.
Семья во многом может помочь детскому саду. В этой связи целена-правленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения, так как прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у дошкольников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традици-ям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Вряд ли воспитатель сможет перевоспитать родителей, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специ-альной работы возможно. Л. В. Байбородова считает, что в основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимо-действия при организации совместной деятельности и общения;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
- доверие ребенку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ре-бенку, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам се-мьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и ро-дителей;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, ува-жительных отношений между родителями и детьми;
- забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению с детским садом, условиях воспитания, поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям дошкольника продолжить линию воспитания, начатую в ДОУ. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не уди-вишь. Но, как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском са-ду, инициативы администрации, ее причастности к решению вопросов пе-дагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенство-вания работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. Воспита-тели зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. Детский сад только тогда удовлетворяет в пол-ной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Роди-тели должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотре-нию, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в дет-ском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и вос-принимают их другими глазами.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания разви-вались в работах В. А. Сухомлинского, который утверждал, что «в до-школьные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суж-дения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Взаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспита-нии детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устра-нить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обес-печивающую развитие внутренних сил и нравственное становление расту-щего человека.
Знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в обла-сти социальной педагогике для выработки стратегии и тактики педагогиче-ски грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифи-цированной психолого-педагогической и социальной помощи.