Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре»

Лариса Ягодкина
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

«Приобщение детей к народной игровой культуре»

Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей к народной игровой культуре“» размещена в разделах

«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального и изобразительного искусства.

В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения.

Расставив по новому игровые акценты, педагог посредством одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику.

Акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределить роли – разрешить некоторые психо-коррекционные проблемы. Уделив внимание игровым словам и их проговариванию – проводить работу по развитию речи; предложив детям подробнее проиграть бытовые ситуации – расширить из знания о народной культуре. Более того, каждая из игр само по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.

Реальное состояние игровой культуры народа и степень практической реализации ее потенциальных возможностей сегодня весьма противоречивы. С одной стороны растет стремление народов России к возрождению национально-самобытной культуры, включая игровую, с другой она подвергается сильному натиску со стороны коммерческой массовой культуры, извращается и губится ею. Не случайно педагоги и психологи определяя особенности развития современных дошкольников, акцентирует внимание на том, что дети все меньше и меньше играют. В этой ситуации обращение к народным играм – основе и первоисточнику культуры – может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу в работе с детьми.

Возрождение интереса детей к игровому фольклору сегодня невозможно без активного участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры. Важны систематическое, целенаправленное воздействие, своеобразная просветительская деятельность по освоению игровых традиций. При этом не следует забывать, что необходимо обучать детей игровой комбинаторике, т. е. умению конструировать игры на традиционной народной основе.

Условием введения традиционных детских игр в современный педагогический процесс становится усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще одно условие: принятие взрослым гибкой игровой позиции – не руководитель, а партнер детей по игре.

Важно помнить, что существуют различные условия приобщения к игровой культуре, равно как и различная готовность к ее освоению. Кто-то «включается» в процесс «освоения и присвоения» сразу, «заводится с пол-оборота», а кому-то необходимо предварительное знакомство с игровой символикой. Главное пробудить у ребенка первоначальный интерес, тем самым открыв ему путь к постижению не только игровой, но и народной культуры в целом.

Организация игрового практикума по освоению традиционной игровой культуры детьми может осуществляться в различных формах.

Игротека.

Такой вид игровой практики предполагает занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. Дети знакомятся с разнообразными играми (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры-ловишки, игры с выбором, игры с подражанием и др., разными вариантами одной игры, овладевают ее традиционными компонентами, такими как выбор водящего (считалки, сговор, угады).

Игротека наиболее эффективна как групповая форма, где принимают участие не менее 10-12 детей. Ее целесообразно проводить во второй половине дня. Лучшие условия для проведения игротеки в помещении – спортивный или музыкальный зал, а на улице – игровая площадка. При наличии в детском саду помещения, художественно стимулированного под старинную русскую избу, отдельные игровые занятия могут проводиться в нем с активным участием. Хозяюшки, которая знакомит детей с играми из «бабушкиного сундучка». Обязательно дети знакомятся с новой игрой, новой считалкой или каким-либо видам жребия, а также проигрываются уже знакомые, полюбившиеся детям игры.

Педагог в ходе игротеки занимает активную позицию: он организатор игровой деятельности и в то же время партнер по игре.

Игротека предполагает домашние задания для детей, направленные на развитие интереса к народным играм, типа: поговорить с родителями, бабушкой и дедушкой о том, в какие игры они играли в детстве, описать их; поиграть в ту или иную игру в о дворе с ребятами (научить их, братишкой или сестренкой.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре»
Опубликовано: 25 мая 2020 в 08:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Ягодкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД