Лариса Ягодкина
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной игровой культуре»
«Приобщение детей к народной игровой культуре»
Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей к народной игровой культуре“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального и изобразительного искусства.
В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач.
С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения.
Расставив по новому игровые акценты, педагог посредством одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику.
Акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределить роли – разрешить некоторые психо-коррекционные проблемы. Уделив внимание игровым словам и их проговариванию – проводить работу по развитию речи; предложив детям подробнее проиграть бытовые ситуации – расширить из знания о народной культуре. Более того, каждая из игр само по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.
Реальное состояние игровой культуры народа и степень практической реализации ее потенциальных возможностей сегодня весьма противоречивы. С одной стороны растет стремление народов России к возрождению национально-самобытной культуры, включая игровую, с другой она подвергается сильному натиску со стороны коммерческой массовой культуры, извращается и губится ею. Не случайно педагоги и психологи определяя особенности развития современных дошкольников, акцентирует внимание на том, что дети все меньше и меньше играют. В этой ситуации обращение к народным играм – основе и первоисточнику культуры – может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу в работе с детьми.
Возрождение интереса детей к игровому фольклору сегодня невозможно без активного участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры. Важны систематическое, целенаправленное воздействие, своеобразная просветительская деятельность по освоению игровых традиций. При этом не следует забывать, что необходимо обучать детей игровой комбинаторике, т. е. умению конструировать игры на традиционной народной основе.
Условием введения традиционных детских игр в современный педагогический процесс становится усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще одно условие: принятие взрослым гибкой игровой позиции – не руководитель, а партнер детей по игре.
Важно помнить, что существуют различные условия приобщения к игровой культуре, равно как и различная готовность к ее освоению. Кто-то «включается» в процесс «освоения и присвоения» сразу, «заводится с пол-оборота», а кому-то необходимо предварительное знакомство с игровой символикой. Главное пробудить у ребенка первоначальный интерес, тем самым открыв ему путь к постижению не только игровой, но и народной культуры в целом.
Организация игрового практикума по освоению традиционной игровой культуры детьми может осуществляться в различных формах.
Игротека.
Такой вид игровой практики предполагает занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. Дети знакомятся с разнообразными играми (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры-ловишки, игры с выбором, игры с подражанием и др., разными вариантами одной игры, овладевают ее традиционными компонентами, такими как выбор водящего (считалки, сговор, угады).
Игротека наиболее эффективна как групповая форма, где принимают участие не менее 10-12 детей. Ее целесообразно проводить во второй половине дня. Лучшие условия для проведения игротеки в помещении – спортивный или музыкальный зал, а на улице – игровая площадка. При наличии в детском саду помещения, художественно стимулированного под старинную русскую избу, отдельные игровые занятия могут проводиться в нем с активным участием. Хозяюшки, которая знакомит детей с играми из «бабушкиного сундучка». Обязательно дети знакомятся с новой игрой, новой считалкой или каким-либо видам жребия, а также проигрываются уже знакомые, полюбившиеся детям игры.
Педагог в ходе игротеки занимает активную позицию: он организатор игровой деятельности и в то же время партнер по игре.
Игротека предполагает домашние задания для детей, направленные на развитие интереса к народным играм, типа: поговорить с родителями, бабушкой и дедушкой о том, в какие игры они играли в детстве, описать их; поиграть в ту или иную игру в о дворе с ребятами (научить их, братишкой или сестренкой.