Юлия Погор
Консультация для родителей «Значение музыкального творчества в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение музыкального творчества в жизни дошкольников»
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 77»
г. Магнитогорска
Публикация «Консультация для родителей „Значение музыкального творчества в жизни дошкольников“» размещена в разделах
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является развитие музыкального творчества детей. Музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Наиболее благоприятный период для развития музыкального творчества это – детство.
Музыкальное творчество формируется и проявляется только в процессе музыкальной деятельности. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает переживания ребенка. Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Необходимо создавать условия для формирования способностей всех детей к музыкальному творчеству.
На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы и т. п.) влияют и социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учёт духовно-нравственных ценностей общества, которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития личности ребёнка.
В основе организации детского музыкального творчества детей в ДОО лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, общение).
Следовательно, у детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребёнка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое.
Таким образом, сотворчество детей и педагога выступает как процесс совместной образовательной деятельности, общения, развития, что способствует формированию духовно богатой, эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов.
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности Л. С. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно – эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально – эстетического сознания, формирование у них элементов музыкальной культуры.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления. Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей.
Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально – ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально – игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.
Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности.
Значение музыкальной деятельности для нравственно – эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках, хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т. е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания.
Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека. Вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Физиолог В. М. Бехтерев подчеркивал эту особенность влияние музыки неоднократно. Выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность, вызывать или ослаблять возбуждение. Полученные им физиологические данные помогают обосновать роль музыки в физическом и всестороннем воспитании ребенка.
Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и физического развития. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
Пение также связано с физическим развитием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи – логопеды используют пение при лечении заикания, способствует выработке вокально – слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Объединение нескольких видов искусства создают уникальные возможности для художественного развития детей. Музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах, игры – драматизации объединяют в себе музыкальные движения, пение, художественное слово, мимику, пантомиму, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа. Устанавливаются также связи между музыкально – эстетическим и физическим воспитанием.
Для всестороннего развития особо важно формирование личности в эстетическом и идейно – нравственном направлении, творчески активной, музыкально культурной.
Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания, так как она по своему характеру является художественно – эстетической деятельностью. Важно у детей воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально – эстетического отношения к действительности. Музыкальное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней. (Д. Б. Кабалевский). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка.