Ольга Юрьевна Бабурина
Консультация для родителей «Зачем нужна мнемотехника дошкольнику?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику?»
Немного истории…Оказывается в древней Греции существовала богиня памяти Мнемозина. Именно от е имени произошло понятие мнемотехника или искусство запоминания. Мнемотехника развивает память, воображение и речь. Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно зарисовать, проассоциировать его со зрительным образом. Можно даже целый рассказ зарисовать в картинках. Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что для ребёнка запомнить, что либо на слух задача не из лёгких, в тоже время как с помощью картинок даже объёмные рассказы и стихотворения он может быстро вспомнить. Часто многие родители жалуются на бессвязную речь, неспособность детей правильно составить предложение, неумение контролировать темп и громкость речи. Конечно что- то абстрактное или рассказать о чём - то для дошкольника – вообще задача тяжёлая, потому что в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает зрительная память, здесь – то на помощь и приходит мнемотехника. Как вы думаете, почему в детских садах на шкафчиках и кроватках всегда нарисованы картинки? Картинка помогает малышу запомнить свой шкафчик, кроватку. Это ещё один пример мнемотехники.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем нужна мнемотехника дошкольнику?“» размещена в разделах
Мнемотаблица - это яркий рисунок, схема, в которую заложена определённая информация. Через такие яркие и интересные для дошкольников картинки я знакомлю детей с русскими народными сказками: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», в которых ребёнку довольно не просто запомнить и рассказать последовательность прихода героев и их действий, а, глядя на «зашифрованные картинки» малыши с удовольствием узнают в них мышку или зайку и играя, даже не подозревают, что учатся пересказывать. Для детей постарше я создала целую серию мнемотаблиц для ознакомления с сезонными явлениями природы по следующим темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Интересно проходят занятия, на которых ребята старшего дошкольного возраста, играя в шифровальщиков, разгадывают по мнемотаблицам загадки, а затем сами их придумывают. Вот где простор для творческой самореализации каждого воспитанника.
Конечно мнемотехника – не единственный способ укрепления памяти дошколят, и не стоит ограничиваться только ею. Но она отлично помогает расширить словарный запас, снять зажимы и развить воображение. Как известно, хорошая память нуждается в тренировке, но главное - не переусердствовать. Лишняя информация, особенно та, которая почти не будет использоваться, непременно сотрётся из памяти, а ребёнок может остаться раздражённым и беспокойным.
Чем полезна мнемотехника? Специальные методы для запоминания основаны на построении ассоциаций, сопоставлении новой информации с уже имеющейся. Абстрактные символы подкрепляются визуальным материалом, благодаря которому полученные знания надолго остаются в памяти. Целью совокупности методик является улучшения разных видов памяти, мышления и воображения. Дети с лёгкостью могут запомнить визуальную информацию (картинки с нарисованными предметами, героями сказок и прочим, особенно если встречались с ней в жизни. Например, запомнить стихотворение поможет набор последовательных изображений предметов и действий, о которых говорится в произведении.
С помощью мнемотехники можно решить сразу несколько задач:
• Улучшить и упорядочить запоминание
• Привить ребёнку интерес к обучению
• Помочь дошкольникам избавиться от проблем с речью (несвязность, маленький словарный запас и прочее)
Благодаря мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями, хорошая дикция и, как следствие, повышается интерес к обучению. Положительный эффект отмечают специалисты в области образования. Дети более активны и стремятся запоминать разную информацию.
Особую роль мнемотехника играет в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь прививается основной интерес к познанию мира. Методы помогают развить мышление и позволяют находить новые решения сложных задач.
Основные приёмы
Сейчас разработано большое количество приёмов для запоминания, в дошкольном возрасте акцент делается на готовые картинки. К школе появляются другие техники с созданием рифмы, созвучия слов запоминаемых фраз и прочего.
Самым эффективным приёмом является рассказ по готовым карточкам. Все изображения имеют между собой логическую цепочку, дети, как правило, легко придумывают новый рассказ. Упражнение хорошо развивает воображение и логическое мышление. Также по готовым карточкам детям проще выучить стихотворение. Для дошкольников используют четверостишья, но в таком возрасте ещё сложно на слух запоминать информацию. Благодаря мнемотехнике развивается память, ребёнок учится строить ассоциативную связь между предметами, действиями, явлениями. Для развития мышления используется приём обобщения. Ребёнку предлагается набор карточек, которые нужно объединить по общему признаку. Например, к группе «Овощи» будут относиться «морковь, картофель, огурец» и прочие примеры.
Мнемотаблицы
Мнемотаблицы являются неотъемлемой частью обучения при запоминании информации. Визуальный материал имеет определённую структуры, есть логическая связь между картинками. При приёме составления рассказов часто используют детские сказки. На картинках главные герои выполняют определённые действия. Изображения показаны так, чтобы ребёнок чётко понял о чём говорится в этой части. Акцент обычно делается на действии героев, но также уделяется внимание деталям: одежде, погоде, обстановке и прочему. В случае сказок все эти элементы позволяют лучше понять ситуацию и составить историю. Число картинок зависит от возраста и развития памяти и речи. Для самых маленьких обычно выбирают 4–9 карточек, детям 4–6 лет дают уже большее количеств изображений. Для дошкольников, которые уже хорошо изучили основные начальные приёмы, предлагается самостоятельно составить ряд картинок. Например, ребёнок может поэтапно нарисовать проведённый день (интересные случаи, настроение, встречи и прочее). Развитие памяти происходит постепенно, не только улучшается качество запоминаемой информации, меняется сам процесс запоминания. Такие занятия положительно влияют на речь, ведь во время обучения расширяется кругозор ребёнка. У него появляется больше знаний о мире, вещах и явлениях, улучшается качество речи.
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.
Приемы мнемотехники в садике осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям
• Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
• Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
• Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей.
Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы. Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее. Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.
Мнемотаблицы бывают :
• Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
• Таблицы, которые рассказывают истории.
• Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.
Мнемонические приемы в детском саду:
• Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
• Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
• Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).
После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила :
• Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинать нужно с мнемоквадратов.
• Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
• Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
• Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
• Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Виды мнемотехники
• Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
• Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
• Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
• Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
• Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.
Мнемотехника для произношения звуков
Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.
Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков.
Работа с детьми проходит в последовательности:
• Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
• Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
• Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.
Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков. Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка.
В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды