Светлана Галкина
Консультация для родителей «Зачем и что читать детям?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зачем и что читать детям?»
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Публикация «Консультация для родителей „Зачем и что читать детям?“» размещена в разделах
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.
(Аркадий Марков)
Все новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Ребенок получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
Трёхлетний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии ребенок. Теперь ребёнок не только умеет слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту, но и испытывает огромное удовольствие от общения с книгой, которая открывает для него такой загадочный и разнообразный мир.
Произведения, которые предлагаются ребёнку этого возраста, разнообразны как в тематическом плане, поскольку они отражают его возросшие потребности, так и в жанровом отношении (сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения, как фольклорные, так и авторские, и т. п.).
Детей этого возраста продолжают знакомить с народными песенками, потешками и прибаутками, которые не только сообщают ребёнку всё больше сведений об окружающем мире, но и продолжают его радовать своей эмоциональностью. Детям 3-4лет для знакомства предлагаются скороговорки и загадки, которые также являются разновидностью потешного фольклора, призванного позабавить, повеселить, удивить себя и своих сверстников. Скороговорки были известны на Руси ещё с давних времён, но так же, как и сказки, первоначально бытовали во взрослой среде.
В этом возрасте также происходит активное знакомство ребёнка с поэзией нонсенса, со стихами, где всё наоборот. В таких стихах могут происходить заведомо невозможные вещи, например: там по небу летает «бела рыба», таракан рубит дрова, а мухи съедают петуха. К. И. Чуковский считал, что абсурдные стихи, небылицы, или, как он называл их, перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребёнку, познающему мир. По его мнению, перевёртыш — это разновидность умственной игры: «Ребёнок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями».
Перевёртыши вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Дети стремятся сами разобраться в сказанном, установить правильный порядок в происходящем, и это им доставляет удовольствие.
В то же время скороговорка является весёлой и безобидной словесной игрой, заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. К четырём годам словарь ребёнка достигает двух тысяч слов, в речи преобладают существительные и глаголы, что, безусловно, облегчает ему понимание и лёгкое заучивание скороговорок.
Читая сказки, ребёнок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый, то есть сказка утверждает, идеалы добра и красоты и поддерживает их в ребёнке.
Вовлечь ребёнка в игру, развеселить его поможет и шуточная, весёлая докучная сказка, несколько вариантов, которой представлено в нашей хрестоматии. Докучная сказка — это сказка без конца. Её можно рассказывать, играя словами, голосом, интонацией до тех пор, пока не надоест.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читать детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
2. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
3. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
4. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать : ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
5. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
6. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Чаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
7. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
8. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Рекомендации для чтения во второй младшей группе (3-4 лет)
Песенки, потешки: «Пальчик-мальчик.», «Ночь пришла.», «Сорока, сорока.», Тили-бом! Тили-бом…», «Как у нашего кота…», «Жили у бабуси.», Кисонька-мурысенька.», «Травка-муравка», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка.», «Радуга-дуга…»
Сказки: «Рукавичка», «Коза-дереза», «Два жадных медвежонка», «У солнышка в гостях», «Пых», Лесной мишка и проказница мышка», «Петух и лиса», «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «У страха глаза велики.
Поэзия: К. Бальмонт. «Осень», А. Блок. «Зайчик», А. Плещеев. «Осень наступила», «Весна», А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!», «Свет наш солнышко!», С. Черный «Приставалка», «Сказка об умном мышонке», К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.