Юлия Буслаева
Консультация для родителей «Зачарованные экраном»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачарованные экраном
Как только не называют телевизор и в шутку и в шутку и всерьез - и другом, и чуть ли не членом семьи. Однако дружба эта очень н и полна подвохов - она может заменить настоящие человеческие отношения между детьми и родителями, супругами, приучить к жестоким и пошлым сценам. В выходные "ящик" не выключается вообще. Папа, "соскучившийся" по телевизору, готов хоть целый день пролежать на диване с пультом в руках, переключаясь то на один канал, то на другой. Мама под телевизор готовит и убирает. И ребенок, как зомби, замирает перед экраном телевизора.
Публикация «Консультация для родителей „Зачарованные экраном“» размещена в разделах
Разумеется, очень удобно, когда ребенок чем-то занят, не мешает, удобно уходить из комнаты, оставив дитя на попечение телевизора -ведь ящик никакого вреда крохе не причинит. Ни маме ни папе нет дела до своего чада. Ребенок предоставлен самому себе, точнее,- телевизору. Его "воспитатель" - нежиивое существо, постоянно извергающее поток информаци и зачастую ненужной, завлекающий в свои сети. И вот уже малышу уже не нужно общаться со сверстниками и ему не хочется читать, играть в игрушки, читать - его манит другой, красивый мир по ту сторону экрана.
Войдя в наш дом, телевизор незаметно стал его центром, вытеснив другие интересы. Мы привязаны к нему эмоционально. В жертву ему приносится самое дорогое- роскошь человеческого общения. Очевидно, что нам нечем заполнить пустоту вокруг, а главное- внутри себя. Жить с этой пустотой страшно, и рука сама тянется к пульту. А телевидение придумывает все новые и новые ходы, чтобы привлечь к себе зрителей, становится все более циничным. Убийства, жестокость, насилие- всё это привычные картинки, которые сменяются рекламой памперсов и шоколада, не давая возможности обдумать увиденное.
Конечно, среди множества развлекательных программ и передач можно найти образовательную и развивающую. Но число таких сюжетов мало.
Усаживая наших детей к телевизору, мы, родители, часто не задумываемся, кого позвали в няньки. Нам это слишком удобно - ребенок на некоторое время "нейтрализован". А потом удивляемся, откуда в наших детях столько жестокости. То, уони видят с экранов, становится частью их внутреннего мира, вытесняя то, что должно наполнять его. Воспитание - процесс длительный и сложный, и для родителей, которые делегировали свои обязанности телевизору- к сожалению, невидимый. Жестокость и насилие буквально рвутся с экранов - уровень агрессии на телевидении зашкаливает.
Детская душа словно губка впитывает все вокруг, и особенно легко - то, что происходит на экране телевизора. Психологи говорят, что негативные последствия увиденного не всегда проявляются сразу: воспринятые модели агрессивного поведения сохраняются в опыте личности и могут отразиться в будущем. Получается, пока не стало слишком поздно, нужно включить голову и выключить телевизор? Или достаточно просто запретить просмотр определенных программ и передач детям? Как быть, если в семье нет единства мнений, и ужасы убийств сменяют друг друга бесконечными сериалами, а ребенок, по сути, становится заложником интересов взрослых? Что можно противопоставить этому?
Конечно, не только телевизор, но и компьютер и компьютерные игры дробят наше общество, отнимают у нас общение. А детей лишают такой роскоши, как коллективные игры, совместные прогулки, чтение книг. Поэтому надо не просто запретить смотреть определенные передачи, а дозировать время, которое ребенок проводит у телевизора или компьютера, - 30,40 минут, максимум час. В остальное время надо постараться, чтобы формы деятельности, общения были какими-нибудь другими - семейные вечера с чтением и обсуждением интересных книг, совместные игры во дворе, увлекательные походы. Но для этого нужно, чтобы родители тратили силы, время, вкладывались в своего ребенка. Гораздо проще посадить перед телевизором или компьютером, и пусть он сам себя развлекает.
А как быть с ужастиками? Дети старшего возраста, особенно мальчики, относятся к страшному кино с большим интересом. Некоторые родители убеждены, что острые перипети сюжета помогают развивать воображение ребенка. Здоровое чувство страха, неприятные переживания, волнения в процессе тревожного ожидания развязки готовят ребенка к сложным жизненным ситуациям в будущем, помогают ему выработать способность им противостоять. При этом надо учитывать следующее: когда ребенку читают сказку или страшную историю, его воображение рисует картины происходящего. Фильм же предлагает готовые картинки для восприятия, многократно усиливая впечатления. Не каждый ребенок готов к этому. Впечатлительным и легковозбудимым детям до поры до времени лучше не показывать. После просмотра ужастика ребенок начинает испытывать безответные страхи, плохо спит, ему становится все труднее справляться с повышенной раздражительностью. Триллеры, ужастики, с одной стороны, деформируют психику, а с другой - закаляют ее. Поэтому, безусловно, от чего можно уберечь, надо уберегать, а от чего уберечь не можем, нужно объяснять. Родители не должны ограждать ребенка от неизбежной встречи с истиной, а давать информацию дозированно и помогать ее обрабатывать.
Ребенок растет, меняются его интересы. В пять-шесть лет он уже готов смотреть познавательные передачи, документальные и художественные фильмы. Поэтому знакомство с такого рода передачами лучше начать, например, с просмотра замечательных серий о животном мире. Ребенок получит не только зоологические сведения, но и географические. Ту или иную тему можно развивать, подбирая соответствующие передачи для просмотра с непременным обсуждением увиденного после просмотра.
Поэтому, задача родителей - научить детей противостоять влиянию агрессивных передач, анализировать полученную с экрана информацию, развить у них самостоятельность суждений и критический ум.