Светлана Васильева
Консультация для родителей «Дети и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в природе занимает не последнее место в работе по экологическому воспитанию дошкольников. Когда дети, совместно с воспитателем, принимают активное участие в трудовой деятельности. Вместе
собирают природный материал и раскладывают его по коробочкам, протирают крупные листья комнатных растений, помогают в уборке сухих листьев на участке, поливают комнатные растения под руководством воспитателя, подкармливают птиц, расчищают снег с дорожек во время прогулки и многое другое.
Публикация «Консультация для родителей „Дети и природа“» размещена в разделах
Работа по экологическому воспитанию ведётся с раннего возраста и продолжается в средней группе. Дети 4-5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях.
Чрезвычайно важным для дошкольников 4-5 лет жизни оказывается «открытие» живых существ, в природе, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Так оказывается, что зверь и растение похожи, они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют к ним отношение человека. Ребёнок начинает вдумчиво размышлять над проявлением отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам. Высокая эмоциональная отзывчивость четырёхлетних детей позволяет активно формировать экологически-ценный опыт общения с животными и растениями и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.
В средней группе расширяются представления детей о том, что у растений и животных имеются потребности в тепле, свете, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов. Дети получают представление о назначении основных органов и частей растений и животных, хорошо им знакомых. Например: корень ореха всасывает воду из земли и служит опорой дереву, ствол проводит воду, пищу к другим частям дерева – веткам, листьям и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена (детки) этого дерева (орехи).
Так как основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения, то они осуществляются на ежедневных прогулках и целевых экскурсиях. Дети наблюдают за состоянием погоды, за солнцем, ветром, облаками (в тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро, сравнивают облака в солнечный и пасмурный день. Дети наблюдают за дождём, осуществляют наблюдения в живой природе. Наблюдают за деревьями и кустарниками, обращают внимание на то, что цвет листьев постепенно меняется в зависимости от времени года, сравнивают между собой деревья и кусты. Наблюдают за пауками и насекомыми, птицами, выясняют, почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края. Дети никогда не остаются равнодушными к совместным беседам и всегда принимают в них самое активное участие.