МААМ-картинки

Консультация для родителей «Взаимосвязь речи с мышлением»

Ольга
Консультация для родителей «Взаимосвязь речи с мышлением»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь речи с мышлением.

Речь и мышление это высшие психические функции. Они появляются у человека на ступени раннего детского развития и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Публикация «Консультация для родителей „Взаимосвязь речи с мышлением“» размещена в разделах

Взрослые обязаны помнить, что речь – инструмент развития всех высших отделов психики растущего человека.

Интеллект появляется и совершенствуется у ребенка, не просто потому, что его организм растет, а непременным его условием является овладение именно речью.

Речь и мышление тесно взаимосвязаны между собой. Если не достаточно развита одна из функций, то вторая обязательно будет отставать. Повлечет за собой недоразвитие всех остальных психических процессов.

В настоящее время достаточно чётко охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или понятийное. Даже из названий понятно, насколько важно владеть речью в полном объеме, чтобы овладеть в конечном итоге словесно-логическим мышлением.

Развитие речи у детей, а соответственно и развитие интеллекта, происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, которые в этом возрасте играют наиболее значимую роль для ребенка. Необходимо понимать, насколько важно много и грамотно разговаривать с ребенком, мотивировать детей на речевую активность и отвечать на все детские вопросы.

Речевые игры, развивающие интеллект детей:

1. Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок — его заканчивать. Потом можно поменяться и ребенок будет начинать произносить первый слог, а вы заканчивать. Играть в эту игру можно по дороге в садик, на прогулке, в транспорте и т. д. Предлагается 5–10 (в зависимости от возраста) слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

На начальных этапах, нужно придумать одно слово, а затем усложнять и просить ребенка придумать максимально возможное количество слов, которые можно образовать, используя заданный слог.

2. Игра «Назови слово»

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Например: Назови слова, обозначающие цветы (ромашка, роза, гвоздика….)

Назови слова, обозначающие рыб.

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие диких животных…

3. Игра «Переверни значение»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот.

Например: большой–маленький высокий-низкий черный-белый веселый-грустный больной-здоровый храбрый-трусливый…

4. Игра «Что там внутри?»

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например: сад-дети школа-ученики магазин-продукты театр-артисты стадион-футболисты дом-диван шкаф-одежда…

Игра «Я знаю 5 частей?»

Взрослый называет предмет, а ребенок в ответ называет 5 любых частей этого предмета.

Например: машина – руль, кабина, сидение, колесо, крыша и т. д.

5. Игра «Думай, отвечай, бросай»

Можно играть всей семьей. Мама бросает ребенку мяч, называет цвет или вкус. Ребенок, возвращая мяч папе и должен постараться быстро назвать предмет этого цвета или вкуса. Затем папа бросает мяч, называет размер или геометрическую форму. Ребенок называет предмет определенного размера или геометрической формы и бросает мяч маме.

6. Игра «Что делать?»

Взрослый придумывает ситуации, а ребенок по алгоритму высказывает свое мнение.

Например, ситуации: «Пожар», «Травма ноги», «Игры на льду», «Игры на воде», «Рядом собака», «Со мной заговорил незнакомец»

7. Игра “Бывает – не бывает”.

Вариант игры “съедобное - не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки – нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар…

8. Игра «Верю-не верю. Почему?»

Заключается в том, что ребенок должен будет научиться думать самостоятельно и не будет спешить принимать как аксиому любую информацию, которая исходит от взрослых. Это чрезвычайно нужный навык для детей.

Итак, взрослый произносит фразу, а ребенок слушает и делает вывод, правильно ли это утверждение, или оно ложно.

Примеры фраз могут быть самыми разными: Все яблоки зеленые. Динозавры живут в лесу. Малина растет на дереве. Дождь идет летом. Снег лежит только в январе. Все птички летают…

Игра «Я загадала.».

Родитель загадывает какой-либо предмет и предлагает ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

- Этот предмет летает? (Да.)

- У него есть крылья? (Да.)

- Он высоко летает? (Да.)

- Он одушевленный? (Нет.)

- Он сделан из пластмассы? (Нет.)

- Из железа? (Да.)

- У него есть пропеллер? (Да.)

- Это вертолет? (Да.)

9. Игра «Я беру с собой в дорогу»

Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка называть по одному слову и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет в морском путешествии.

Варианты слов должны быть самыми разными. Например, ребенок может сказать – мяч и пояснить: «Мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

10. Игра «Придумай предложение».

Взрослый говорит какие-либо слова, а ребенок придумывают с этим словом предложение.

Например: взрослый называет слово «близко». Ребенок придумывает предложение: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и предложение придумывает взрослый. Так по очереди. Будет очень полезно считать слова в этих предложения, загибая пальцы.

11. Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку начало предложения, а ребенок должен придумать 2-3 варианта, как можно его закончить, начиная свою часть со слов – потому что.

Например: Папа рассердился, потому что… Мама улыбнулась, потому что… На земле появились лужи, потому что… Свеча погасла, потому что… и т. д.

Публикации по теме:

Игры по развитию речи по дороге в детский сад. Консультация для родителей Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, - чаще играйте с ними! Предлагаю Вам очень.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Взаимосвязь педагога с детьми через родителей. Дистанционное занятие «Рисование методом тычка «Мать-и-мачеха»Взаимосвязь педагога с детьми через родителей. Дистанционное занятие «Рисование методом тычка «Мать-и-мачеха» Выполнение домашнего онлайн задания. Художественно-эстетическое развитие. Рисование методом тычка. "Мать-и-мачеха" Дополнение к прошлому.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Взаимосвязь речи с мышлением»
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 10:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Взаимосвязь речи с мышлением»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга (УИ 1453567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД