Ольга
Консультация для родителей «Взаимосвязь речи с мышлением»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь речи с мышлением.
Речь и мышление это высшие психические функции. Они появляются у человека на ступени раннего детского развития и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Публикация «Консультация для родителей „Взаимосвязь речи с мышлением“» размещена в разделах
Взрослые обязаны помнить, что речь – инструмент развития всех высших отделов психики растущего человека.
Интеллект появляется и совершенствуется у ребенка, не просто потому, что его организм растет, а непременным его условием является овладение именно речью.
Речь и мышление тесно взаимосвязаны между собой. Если не достаточно развита одна из функций, то вторая обязательно будет отставать. Повлечет за собой недоразвитие всех остальных психических процессов.
В настоящее время достаточно чётко охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или понятийное. Даже из названий понятно, насколько важно владеть речью в полном объеме, чтобы овладеть в конечном итоге словесно-логическим мышлением.
Развитие речи у детей, а соответственно и развитие интеллекта, происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, которые в этом возрасте играют наиболее значимую роль для ребенка. Необходимо понимать, насколько важно много и грамотно разговаривать с ребенком, мотивировать детей на речевую активность и отвечать на все детские вопросы.
Речевые игры, развивающие интеллект детей:
1. Игра «Закончи слово»
Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок — его заканчивать. Потом можно поменяться и ребенок будет начинать произносить первый слог, а вы заканчивать. Играть в эту игру можно по дороге в садик, на прогулке, в транспорте и т. д. Предлагается 5–10 (в зависимости от возраста) слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
На начальных этапах, нужно придумать одно слово, а затем усложнять и просить ребенка придумать максимально возможное количество слов, которые можно образовать, используя заданный слог.
2. Игра «Назови слово»
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Например: Назови слова, обозначающие цветы (ромашка, роза, гвоздика….)
Назови слова, обозначающие рыб.
Назови слова, обозначающие домашних животных.
Назови слова, обозначающие диких животных…
3. Игра «Переверни значение»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот.
Например: большой–маленький высокий-низкий черный-белый веселый-грустный больной-здоровый храбрый-трусливый…
4. Игра «Что там внутри?»
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
Например: сад-дети школа-ученики магазин-продукты театр-артисты стадион-футболисты дом-диван шкаф-одежда…
Игра «Я знаю 5 частей?»
Взрослый называет предмет, а ребенок в ответ называет 5 любых частей этого предмета.
Например: машина – руль, кабина, сидение, колесо, крыша и т. д.
5. Игра «Думай, отвечай, бросай»
Можно играть всей семьей. Мама бросает ребенку мяч, называет цвет или вкус. Ребенок, возвращая мяч папе и должен постараться быстро назвать предмет этого цвета или вкуса. Затем папа бросает мяч, называет размер или геометрическую форму. Ребенок называет предмет определенного размера или геометрической формы и бросает мяч маме.
6. Игра «Что делать?»
Взрослый придумывает ситуации, а ребенок по алгоритму высказывает свое мнение.
Например, ситуации: «Пожар», «Травма ноги», «Игры на льду», «Игры на воде», «Рядом собака», «Со мной заговорил незнакомец»…
7. Игра “Бывает – не бывает”.
Вариант игры “съедобное - не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки – нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар…
8. Игра «Верю-не верю. Почему?»
Заключается в том, что ребенок должен будет научиться думать самостоятельно и не будет спешить принимать как аксиому любую информацию, которая исходит от взрослых. Это чрезвычайно нужный навык для детей.
Итак, взрослый произносит фразу, а ребенок слушает и делает вывод, правильно ли это утверждение, или оно ложно.
Примеры фраз могут быть самыми разными: Все яблоки зеленые. Динозавры живут в лесу. Малина растет на дереве. Дождь идет летом. Снег лежит только в январе. Все птички летают…
Игра «Я загадала.».
Родитель загадывает какой-либо предмет и предлагает ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.
- Этот предмет летает? (Да.)
- У него есть крылья? (Да.)
- Он высоко летает? (Да.)
- Он одушевленный? (Нет.)
- Он сделан из пластмассы? (Нет.)
- Из железа? (Да.)
- У него есть пропеллер? (Да.)
- Это вертолет? (Да.)
9. Игра «Я беру с собой в дорогу»
Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка называть по одному слову и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет в морском путешествии.
Варианты слов должны быть самыми разными. Например, ребенок может сказать – мяч и пояснить: «Мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
10. Игра «Придумай предложение».
Взрослый говорит какие-либо слова, а ребенок придумывают с этим словом предложение.
Например: взрослый называет слово «близко». Ребенок придумывает предложение: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и предложение придумывает взрослый. Так по очереди. Будет очень полезно считать слова в этих предложения, загибая пальцы.
11. Игра «Закончи предложение».
Взрослый предлагает ребенку начало предложения, а ребенок должен придумать 2-3 варианта, как можно его закончить, начиная свою часть со слов – потому что.
Например: Папа рассердился, потому что… Мама улыбнулась, потому что… На земле появились лужи, потому что… Свеча погасла, потому что… и т. д.