Паглазова Наталья
Консультация для родителей «Вредные привычки и как их предупредить»
▼ Скачать + Заказать документы
Привычки бывают разные, но их, как правило, разделяют на полезные и вредные. Мы сегодня будем говорить исключительно о вредных привычках - то есть о тех привычках, которые причиняют вред здоровью или развитию ребенка.
Мини-лекция:
Публикация «Консультация для родителей „Вредные привычки и как их предупредить“» размещена в разделах
Многие привычки, особенно устойчивые, негативно сказываются на состоянии внутренних органов ребенка; другие привычки, оказывают неблагоприятное влияние на нервную систему, на органы зрения и слуха; третьи - на состояние опорно-двигательного аппарата, на осанку ребенка; четвертые, создают благоприятные условия для развития той или иной инфекции в организме; пятые становятся причиной возникновения опасных паразитарных заболеваний.
Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей, ковыряние пальцем в носу, обрывание и выкусывание заусенцев, постоянное облизывание губ, а так же конфликтность, вранье.
Однако проблема много шире. Вредная привычка - отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, привычка нередко превращается в черту характера.
Русская пословица гласит: посеешь привычку - пожнешь характер. В таком аспекте к вредным привычкам правомерно отнести и обыкновение теребить волосы, сидеть и ходить сутулясь, громко говорить и чрезмерно жестикулировать, хватать другого за рукав…
Я предлагаю вам сыграть в следующую игру она начинается с таких слов:
«Когда я была маленькой, я….(любила облизывать сосульки, грызть карандаши, сплевывать слюну, обманывать, драться и т. д.). Малыши обожают слушать веселые рассказы о детях. Особенно когда действующее лицо – маленькая мама или папа. Когда ребенок слышит, что мама в детстве делала что-то похожее, что и он, то ваш малыш наверняка поделиться с вами радостями и проблемами. Будьте готовы к последнему – не оставляйте без внимания сказанное малышом. Раз он озвучил это вслух, значит данная проблема по-настоящему его волнует и он надеется на вашу помощь.
Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы (тканей воротничка, рукава пижамы, уголка пододеяльника, наволочки и т. д., верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны.
Мини-лекция:
Причины возникновения вредных привычек.
Ребенка надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки.
Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.
Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов.
Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.
Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией.
Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения.
Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании.
Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания.
Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.
Игра: «Разговор с телом». Цель игры – учить ребенка владеть своим телом.
Ребенок ложиться на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рисует силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел бы разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? какие части тела тебе при этом особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».
Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности.
Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.
Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно.
Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.
Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию.
Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т. п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития, сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.
1. Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке.
2. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма.
3. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть.
4. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму.
5. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда.
6. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала.
7. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.
8. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями.
8. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом.
9. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку.
Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.
- Дорогие родители, если вредная привычка имеет место, то не начинайте борьбу с малышом, а боритесь с его привычкой. На отказе от нее не настаивайте, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации.
- Не требуйте честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово.
Ребенок обманывает не для того, чтобы получить от обмана удовольствие, не для того, чтобы добиться каких-то преимуществ или благ, а, как правило, для того, чтобы прикрыть те или другие свои проступки. Иными словами, ложь для ребенка не более чем защитная реакция ребенка. Когда ребенок видит (или ему кажется это, что прикрыть поступок удалось, он прибегает к помощи обмана и в другой раз и в третий… И так обман становиться привычкой.
- В таком случае мама: призвав на помощь свою опытность и мудрость, старается избегать тех ситуаций в общении с ребенком, в которых у ребенка возникает искушение солгать. Если мама видит, что на вопрос, который она собирается задать, ребенок отвечать не хотел бы, она не должна задавать этот вопрос – тем более, что вопрос этот для нее риторический. Она и без ответа ребенка знает, какая «мышка» хвостиком махнула и разбила папину чашку…
- Маме мы предложим следующую тактику : не задавая ребенку вопросов и не скрывая о том, что ей все известно в подробностях, мама должна выразить сожаление и огорчение по поводу проступка малыша.
Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.
В формировании такой привычки как конфликтовать виноваты, главным образом, родители. Как только кто-то поступает вопреки желанию ребенка, он становиться агрессивным и начинает добиваться своего – и в зависимости от ситуации разными способами, но все эти способы (крик, плачь, физическая агрессия и др.) укладываются в понятие «конфликт». Такой ребенок редко конфликтует дома, где все ему уступают, но в детском коллективе конфликты с его участием часты.
Верный выход – в поиске причин, побуждающих ребенка проявлять агрессию, провоцирующих его на конфликт. Вовремя устранив причины, можно легко избежать явления. Родители должны обратить внимание на свое поведение – не склонен ли к конфликтом кто-нибудь из вас? Не «списывает» ли ребенок свою модель поведения с модели поведения мамы или папы?
Очень важно обращать внимание на то, как ребенок играет с другими детьми. Когда мама замечает, что ребенок начинает конфликтовать с другим ребенком, она должна восстановить справедливость – пусть даже справедливое решение будет не в пользу ее малыша. Если конфликты продолжаются, ребенку рекомендуется сменить общество, например временно поместить ребенка в общество детей постарше.
Игра: «Разговор с руками». Цель – научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок кого-нибудь ударил, ущипнул, толкнул, что-то сломал, можно предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней или сегодняшнего вечера, они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть, убирать игрушки.
Если ребенок согласился на такие условия, то через заранее обговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Вредную привычку устраняйте терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя, а вы его увлекайте интересными играми, занятиями. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.
Любимая мама наверняка замечала, с каким изумлением рассматривает собственные ручки двухмесячный малыш, как упоенно исследует свое тело годовалый. А трехлетняя девочка, самозабвенно крутящаяся перед зеркалом, разве оставит кого-либо равнодушным? Дети - и совсем маленькие, те, кто постарше, - безусловно интересуются всем, что связано со строением тела. Изучая собственные ручки-ножки, носик, глазки и даже то, что мама непонятно почему трогать не разрешает, они не просто удовлетворяют свое любопытство, а познают себя.
Например, для устранения таких вредных привычек, как ковыряния в носу, в ушах, сосание пальца, мы вам предлагаем не монотонно одергивать ваше чадо, а заняться с ним занимательной анатомией – это мини рассказы и игры для детей 3-4 лет.
Рассказ.
Что умеет нос?
«Мы уже знаем, что нос умеет определять запахи. А может, он еще зачем-то нужен? Предложите малышу поговорить с зажатым носом. Правда получается очень смешной звук, не такой как обычно? Жаль только, что начинаешь сразу задыхаться. Можно, конечно, дышать и ртом, но тогда прекращаешь говорить. Значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы можно было одновременно говорить и дышать.
А теперь попробуем сделать несколько вдохов сначала ртом, потом носом. Когда воздух был холоднее? Правильно, когда мы вдыхали его ртом. Значит, в носу воздух согревается и в горло попадает уже теплым. Когда носик у нас простужен, мы закапываем туда лекарство, то куда оно попадает? В рот. Значит, нос и рот связаны между собой. Вместе они образуют носоглотку».
При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на не эстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное.
Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.
При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.
Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.
Здесь будет уместна игра-разговор, которая начинается с таких слов:
«Мне нравиться, что ты…» (добрый, красивый, умный, смелый, красивый, заботливый, всегда добиваешься своей цели, аккуратный, внимательный, всегда убираешь за собой игрушки, научился не злиться по пустякам). Даже если на первых порах игра будет походить ваш монолог, расстраиваться не стоит: некоторым детям для построения «положительной связи нужно время – им необходимо увидеть себя вашими глазами в хорошем свете. В данном случае вы, как зеркало, призваны обострить зрение своего малыша.