Наталья Хряпина
Консультация для родителей «Воспитательное значение пословиц и поговорок в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…» К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для родителей „Воспитательное значение пословиц и поговорок в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания»основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речь. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств, станут самой надежной рекомендацией общественной жизни и творческой деятельности.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф. А. Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладение детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на становление нравственного облика ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.
Богатейший материал для воспитания нарвственных качеств и культуры речи содержит в себе устное народное творчество. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Что не маловажно для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Отличаются эти дети и своеобразием отдельных сторон мышления, как например, несформированностью некоторых понятий, замедленностью темпа мыслительных процессов и пр. У детейнаблюдается также некоторые особенности в эмоционально-волевой и мотивационной сфере, которые проявляются в психофизической расторможенности или заторможенности, в отсутствии устойчивого интереса. Поэтому в работе с детьми использую народные изречения, в которых всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действия через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние, что еще более усиливает воздействие на человека.
Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?»
Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.
Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.
Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.
Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.
Пословицы и поговорки произношу выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаю жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.
Пословицы использую в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напоминаю медлительному: «Семеро одного не ждут», а если кто-то оделся неаккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Помогая ребенку завязать шарф, предостерегаю: «Береги нос в большой мороз». На занятии напоминаю: «Ученье – свет, а не ученье - тьма», «Красна птица пеньем, человек уменьем». При закреплении материала: «Повторенье – мать ученья». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ, то его поправляю такими словами: «Сумел ошибиться – сумей и поправиться», «Сначала думай, потом говори». Если кто-то во время занятия отвлекается, в зависимости от ситуации говорю: «Большой говорун – плохой роботун», «Не торопись языком – торопись делом», «Звону много, до толку мало».
Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развитиятаких мыслительных операций, как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».
Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».
После занятия, кстати, будет пословица : «Делу время, потехе – час».
Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое-нибудь совместное дело, говорю: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы : «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы («Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались» и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую) и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».
Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы, чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи». Пословицей показываю отношение к силовому; сила хороша с добротой, а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого, несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».
Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации привожу пословицы, подчеркивающее значения дружбы, согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе - тесно, а врозь - скучно», «Старый друг лучше новых двух». А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».
Многообразие интонаций, с какими произношу одну и ту же пословицу, расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать - переделывать» в одном случае констатирую как результат поспешности, а в другом – предупреждение.
Прибаутки, пословицы, поговорки использую вне конкретного поведения и действий детей, а как средство создания определенного поведения и действий детей, а как средство создания определенного настроения, атмосферы вокруг какого-то явления. Например, атмосферы неприятия, высмеивания лени, нерадивости. В педагогическом процессе нахожу место «тематическим подборкам» пословиц и поговорок, например, после прочтения сказки «Колосок», разыгрываем сценку прибаутку:
- Тит, поди молотить!
- Живот болит!
- Тит, поди кисель есть!
- Где моя большая ложка?
Итог подвожу пословицей : «Ленив работать, да не ленив поесть»
Когда дети будут знакомы с достаточным количеством пословиц и поговорок, тогда можно проводить игры на понимание и умение использовать их в нужной ситуации.
«О чем говорить пословица»
После беседы о значении какой-нибудь пословицы предлагаю детям придумать сказку, в которой кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрации к пословице. Это упражнение рекомендую использовать на занятиях при ознакомлении с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы : «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк».
«Что не так»
Даю детям деформированный пословицы и предлагаю произнести ее верно:
- «Глаза – делают, руки - боятся»;
- «Работнику – еловые шишки, а лодырю – медовые пышки»;
- «Маленькое безделье лучше большого дела».
«Найди пару»
Дети делятся на две команды. Каждому ребенку первой команды даю свою часть пословицы, каждому ребенку второму команды продолжение пословицы. Послесигнала ребенок должен найти свою пару. Побеждает тот, кто первый «составил» свой пословицу.
Материал:
- «Один за всех, все за одного»;
- «Делу – время, потехе - час»;
- «Легко сломать, трудно сделать»;
- «Долог день до вечера, коли делать нечего»;
- «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Приводимая работа доказала, что арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду поистине огромен. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаю не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствую их внутренний мир, делаю его более духовным.