Татьяна Русяйкина
Консультация для родителей «Воспитание нравственных навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим звеном в формировании нравственного поведения у дошкольников является воспитание у них нравственных навыков. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание нравственных навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Культура поведения детей дошкольного возраста это целая сумма умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, в детском саду, в общественных местах); с культурой игры, организованной деятельностью, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Культура поведения ребенка воспитывается всем укладом жизни его семьи.
Уже с 3-4 лет дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.
Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. И пример близких людей имеет здесь огромное значение. У взрослых дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое отношение к другим людям. Ребенок должен видеть всегда опрятно одетых родителей. Мама не позволяет себе небрежности в одежде и замечает неполадки в его одежде. Дома родителям следует говорить спокойным тоном, следить за речью, проявлять такт в обращении с детьми, не унижать перед другими, не задевать самолюбия.
Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям.
Для этого следует родителям широко использовать в повседневной жизни показ с объяснением во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И очень важно здесь не забывать подкреплять показ своим личным примером, поведением.
И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения родители также должны показывать, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка следует постепенно переходить от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию.
Очень важно организовывать повседневные упражнения для детей в усвоении навыков культурного поведения.
Неправильно было бы думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети. Дело здесь решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.
Предложите ребенку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, нормой поведения. Все это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка.
Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка также должно быть продуманным и уважительным.
Вот сын, рассматривая иллюстрации в книге «Приключения Незнайки», старательно пересказывает содержание маленькой сестренке. Взрослые без надобности не отвлекают сына, не задают ему вопросов, не шумят. Дети видят, что родители уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.
Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.
Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию. Детям старшего возраста следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.
Не следует забывать и о художественном слове- рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.
Можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие как скромность, отзывчивость, справедливость.
И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.
Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. И здесь очень важно единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.