Ирина Тихоненко
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте»
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего
возраста -одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической и методической разработки этой проблемы и осуществление её на практике.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс
социализации ребёнка. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях.
Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его
существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость,
второй натурой.
Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная
нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются
каждый день и неоднократно.
Навыки мытья рук и личной гигиены
включают умение мыть лицо, уши, руки:
• Закатать рукава;
• Смочить руки;
• Взять мыло, намыливать до появления пены;
• Смыть мыло;
• Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.
Навыки опрятной еды включают умение:
• Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
• Не крошить хлеб;
• Пережевывать пищу с закрытым ртом;
• Не разговаривать с полным ртом;
• Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
• Благодарить;
• Пользоваться только своим прибором.
Учим пользоваться носовым платком:
• Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
• Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
• Обращать внимание на чистоту носового платка.
Научим ребенка пользоваться расческой:
• Научить ребенка знать свою расческу и место, где она лежит.
• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
• Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
• Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
• Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
• Исключить возможность пользования чужой расческой.
• Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: прямое обучение,
• показ, пример, объяснение, поощрение, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр.
Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора:
• Потешки
• Пословицы
• Поговорки
* * *
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
* * *
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Носик, носик! Где ты носик?
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка.
Итак, уважаемые родители главная задача развития культурно-гигиенических навыков у детей состоит в том, чтобы сформировать у них сознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.
Консультация для родителей
«Формирование культурно-гигиенические навыки у детей в раннем возрасте»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Уважаемые родители!
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
• Для закрепления навыков культурного поведения используйте различные стихи:
Водица, водица!
Умой наши лица
Умой наши щечки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно!
В рот еду не забивай,
И кусочки не роняй!
Мы с тобою за столом
Себя правильно ведём,
Потому что мы с тобой
Не болтаем за едой.
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Уважаемые родители! Вы должны знать, что у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту :
• ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
• имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
• ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Картотека по культурно-гигиеническим навыкам
Карточка 1
«Я сам».
Цель: закреплять умение есть аккуратно,
брать пищу только ложкой,
совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать. Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.
Карточка 2
«Чистый нос»
Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать
опрятность, самостоятельность.
Карточка 3
«Мыло душистое»
Цель:
побуждать самостоятельно
брать мыло из мыльницы, тереть ладошки,
смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.
Карточка 4
«Сухие рукава»
Цель: формировать умение аккуратно мыть
руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и
тщательно смывать грязь.
Карточка 5
«Любим умываться»
Цель:формировать у детей культур но -гигиенические навыки,
способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.
Карточка 6
«Поведение за столом»
Цель: формировать у детей культурно-
гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Карточка 7
«Одевание–раздевание»
Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек,
продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке,
обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.
Карточка 8
«Мы правильно моем ручки»
Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.
Карточка 9
«Водичка, водичка»
Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.
Карточка 10
«Мы едим»
Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать
держать ложку в правой руке.
Карточка 11
«Моем с мылом ладушки»
Цель: помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.
Карточка 12
«Где моё полотенце?»
Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце,
тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.
Карточка 13
«Башмачки по местам»
Цель: формировать у детей навыки самообслуживания,
приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно
обуваться после сна.
Карточка 14
«Чистые ручки»
Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно,
тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей, приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно
тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.
Карточка 15
«Учусь всё делать сам!».
Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка 16
«Аккуратная причёска»
Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской,
контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
Карточка 17
«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»
Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть
доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка 18
«Стульчик на место»
Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.
Карточка 19
«Моем, моем ладушки».
Цель: приучать детей, перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.
Карточка 20
«Башмачки»
Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.
Карточка 21
«Я уже большой!».
Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.
Карточка 22
«Чистюли!»
Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.
Карточка 23
«Где мой стульчик?»
Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.
Карточка 24
«Вещи по местам»
Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её на место после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать
умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Карточка 25
«Вот какие мы!»
Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.
Карточка 26
«Я умею!»
Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.
Карточка 27
«Мы большие»
Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.
Карточка 28
«Умываться!»
Цель: во время умывания побуждать детей к правильной
последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.
Карточка 29
«Мы за столом!»
Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.
Карточка 30
«Полотенце пушистое!»
Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.
Консультация для родителей
«Развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого
раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья
навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно-гигиеническое воспитание-основа санитарной культуры,
Необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков
личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране
их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения
детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения
зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться
к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них
естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались.
А вот как они это будут делать–зависит от того, что малышам
заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем
воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем
быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять
и совершенствовать день ото дня. В группу приходят очень
разные малыши. -то из них самостоятельно пользуется горшком,
а кто -то категорически отказывается с ним дружить, некоторые
детки активно всё едят ложкой, другие же приучены только
к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей
тарелке руками. Почему же так происходит? Самые первые
представления о культурно–гигиенических навыках ребенок
получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать
малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить
за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем,чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола
приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Помимо этого
необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки :
следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не
выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком. При одевании и раздевании также необходимо давать
возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Одинаковые требования к правилам гигиены
и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к
лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
В1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки,
как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку.
К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться,
снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и
сморкаться в носовой платочек. На первый взгляд все очень просто,
а на самом деле для малышей это целая наука–освоение и применение культурно-гигиенических навыков. С первого дня
пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо
не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть
аккуратными. У детей всегда есть желание самим расстегивать
пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни
пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами
и «молниями» помогут и игровые элементы. То, как скоро малыш
научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его
пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени
играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме. Из практики воспитателя видно,
что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться
не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к
умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава,
как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки:
«Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры:
«Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач,
и для их успешного решения можно использовать целый ряд
педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение,
показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в
процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.