Марина Давыдова
Консультация для родителей «Воспитание дружбы между мальчиками и девочками»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
между мальчиками и девочками»
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка отмечается стремление не только воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий он хотел бы стать сам. Дети овладевают сложным способом построении игры – совместным сюжетосложением.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для родителей
- Темочки
Проблема нравственного воспитания в современном детском саду становится ещё более злободневной, как один из основных аспектов комплексного подхода к воспитанию дошкольников. Формирование дружбы между детьми разного пола – одна из важнейших задач этой проблемы. Но в современном детском саду в основном осуществляется бесполое воспитание. Упускаются из виду учёт определённой специфики в развитии мальчиков и девочек. Специфические черты не формируются, часто забывается, что сегодняшний мальчик – будущий мужчина, защитник Родины, опора в семье, а девочка – заботливая мать, жена, хранительница домашнего очага. Подобные факты имеют социальные корни. В настоящее время в нашем обществе получило распространённое явление маскулинизации женщины, т. е. преобладание у неё типично мужских черт характера, а как следствие – снижение милосердия, сострадания; бескорыстной помощи. В связи с этим в социальной психологии возникла теория андронологии, утверждающая, что человечество ожидает такое общество, где между мужчиной и женщиной не останется никакой разницы ни во внешности, ни в поведении, ни в психологии. Подобный вывод сделан на основе анализа социальной динамики последних десятилетий. Не менее распространенно и явление феминизации мужчин – проявление ими женственности, желание уйти от решения трудных проблем, стремление найти защиту и покровительство у представительниц слабого пола. Причины подобного, в частности, вскрывает психолог С. Никологорский, отмечая, что едва ли женщины могут быть иными, если девочек воспитывают примерно так же, как мальчиков, те же виды спорта, подвижные игры, та же одежда, те же требования к поведению. В результате у современных 3-4 летних девочек задерживается процесс осознания принадлежности к своему полу. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Н. К. Крупская подчёркивала, как важно «учить мальчиков и девочек товарищеским взаимоотношениям», развивать с самых ранних лет чувство «дружбы между мальчиками и девочками». Особо вопрос о половом воспитании она ставила в работе «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу?», отмечая, что взаимное понимание и духовное сближение молодёжи обоих полов послужат залогом нормальных отношений между мужчиной и женщиной.
В современных психологических исследованиях доказывается, что там, где нет соответствующих условий для нормального протекания половой социализации, процесс нарушается. И в результате наблюдается, к примеру у мальчиков, эмоциональная неустойчивость, неформированность такого важного качества, как сдержанность, неумение выполнять социальные роли, соответствующие полу. И, как правило, возникают трудности в воспитании дружбы между детьми разного пола. На основании средних показателей по всем возрастным группам 91% контактов устанавливается со сверстниками своего пола и только 9% с детьми противоположного. У девочек избирательность общения выражена ярче, но у мальчиков она интенсивнее (они устанавливают больше контактов). Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого. Девочки получают значительно больше положительных оценок и меньше отрицательных по сравнению с мальчиками.
Важным средством формирования дружбы между детьми разного пола является творческая игра, в которой особенно ярко проявляется половая дифференциация. Экспериментальные данные показывают, что дети, в качестве партнёров предпочитают сверстников своего пола, особенно в старшем возрасте (только 7-10 % контактов с детьми противоположного пола). Разобщённость мальчи-ков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью их игровых интересов (со стороны девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков – спортивным и строительным). Девочки часто играют в изоляции от мальчиков, почти без их участия на такие темы, как «Парикмахерская», «Магазин», «Ателье», «Детский сад». В этих играх главными являются «женские» роли, занимаемые девочками, а второстепенные роли редко привлекают мальчиков. К их любимым играм относятся действия с машинами, технической игрушкой, со строительным материалом, а также на темы: «Госпиталь», «Теплоход», «Поезд», «Космонавты», «Полиция».
В совместных играх характер детских взаимоотношений различен. Так 30% мальчикам всегда доброжелательны к противоположному полу, уступают, играют, как с равными, 25 % в основном доброжелательны, т. е. они стараются помочь, уступить, проявить внимание, но вместе с тем могут резко ответить в определённой ситуации, 35 % могут относиться к девочкам по-разному, в зависимости от ролей. 10% мальчиков конфликтуют, часто обижают, что, скорее всего, объясняется их индивидуальными особенностями, уровнем воспитания. У девочек отношение к мальчикам в совместной игре другое. 15% всегда -доброжелательны. 45% в основном доброжелательны, но любят приказывать, требуют подчинения, обижаются, когда их желания не выполняются. 20% относятся по – разному в зависимости от распределения ролей. 20% всегда конфликтуют (нервничают, ворчат, стремятся только к главным ролям). В результате подобного анализа можно сделать вывод, что именно девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола. Они более критичны к мальчикам, более требовательны и менее снисходительны. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются : организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении.
Нужно подобрать детскую художественную литературу, повествующей о дружбе. Это прежде всего русские народные сказки «Кот, петух и лиса» и другие. К литературным произведениям на реалистическую тематику отнесены: «Подарок» С. Баруздина, «Рассказы о детях», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Котёнок» Л. Толстого, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Самое страшное» Е. Пермяка (где девочки отказались играть с грубым, высокомерным мальчиком) и т. д. Необходимо определить соответствующие правила поведения детей, добиваться их понимания и уяснения: «Обидеть девочку недостойно мужчины», «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что ви-новат», «Девочка должна помогать мальчикам, заботиться о них», «Женщину украшает доброта и аккуратность».
Искусству - быть мужчиной и женщиной учат пословицы, поговорки, мудрые народные любви, честности и социальной ответственности. заповеди, которые могут использоваться в работе с детьми. Вопросы формирования дружбы между детьми противоположного пола требуют серьёзной разработки. Это – проблема государственной важности. При условии успешного её решения дети будут воспитаны на чувствах взаимной любви, честности и социальной ответственности.