Лариса Даутова
Консультация для родителей «В школу — по лесенке знаний!»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок приходит в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, да и учиться он будет только на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. Почему же так происходит? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Стремление ребенка стать более взрослым школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: это и выполнение не только интересных для него заданий, но и любимой учебной работы. Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Публикация «Консультация для родителей „В школу — по лесенке знаний!“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Прогулки в лесу, правила поведения на природе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Дети очень быстро растут. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность. Интеллектуальная зрелость предполагает, что ребенок умеет концентрировать внимание, способен провести аналогию и владеет элементарным логическим мышлением. Ребенок 6-7 лет должен уметь запомнить и воспроизвести расположение предметов и найти их различия, а также уметь объединять предметы в группы. Социальная зрелость – это потребность ребенка в общении со сверстниками и, что еще боле важно, умение вести себя в детских группах. Эмоциональная зрелость – это, прежде всего, возможность длительное время (20-30 минут) выполнять предложенные ребенку задания.
Получается, что психологическая готовность к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы, успешен в школе.
Я предлагаю родителям будущих первоклассников ознакомиться и пройти ступеньки по готовности к школе. Данная лесенка составлена примерна, а то, на сколько она вам подойдет или какую из ступенек вы перепрыгнете, решайте сами.
Цель маршрута по лестнице:
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школе»;
- помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.
Задачи:
- ознакомить родителей с критериями готовности ребёнка к школе;
- оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе;
- вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.
Структура маршрута:
Поступенчатое прохождение вопросов связанных с психологической готовностью к школе.
Ступенька №1. «Хочу делать по-своему!»
Умение слушать учителя, выполнять его инструкции или принимать правила урока – вот первое, что должен уметь и осознавать будущий ученик. Объясните своему ребенку, что это важный момент и он под силу только школьнику. Помогите его «хочу» направить в нужное русло, например: «хочу быть самым умным в классе!» или «хочу больше знать о….».
Ступенька №2. «Это кто, мама?»
Очень интересной «ступенькой» можно сделать подборку ваших школьных фотографий. Расскажите будущему первокласснику о своей школе, классе. Вспомните смешные и забавные истории из вашей школьной жизни. И как замечательно будет показать ребенку фото своих товарищей десять лет спустя, рассказав о крепкой школьной дружбе.
Ступенька №3. «Угадай, придумай, сделай»
Для формирования памяти, мышления, восприятия, логики можно поиграть с ребенком в развивающие игры. Подберите серию интересных и обучающих игр, которые вы можете проводить по пути в детский сад, домой, магазин: например, «сколько нам встретилось по пути машин» или «слова – города». А дома на кухни, во время приготовления обеда, игры: «съедобное – не съедобное», «угадай на вкус», «чего не стало».
Ступень №4. «А не пригласить ли нам гостей?»
Следующей ступенькой может быть приглашение друзей «первоклашек» в гости. Организуйте для детей забавные коллективные игры. А как интересно было бы создать домашний театр с маленькими актерами: вместе вспомнить любимые сказки, разыграть роли. Здесь вам и развитие речи, и формирование коммуникативности. Закончить такой вечер можно чаепитием с обсуждением предстоящего события – «Поступления в школу!»
Ступенька №5. «Давай оставим на память»
Предложите вашему ребенку сделать подарок, самому себе: слепить сувенир из соленого теста, нарисовать картину, сделать аппликацию или собрать красивый браслет, вот вам и развитие мелкой моторики. Затем, работу спрятать в шкатулку и открыть уже через год. «Как же будет интересно, посмотреть, каким ты был дошкольником».
Ступенька №6. «Важные покупки!»
И, конечно же, важным моментом будет выбор школьных принадлежностей. Для вашего первоклассника это будет очень ответственный и приятный момент, ведь он сам будет выбирать себе тетради и пенал. Альбом для рисования, карандаши и краски только разыграют воображение вашего ребенка. Делая покупки вместе с вами, ребенок будет ответственнее относиться к своим вещам.
Ступенька №7. «Кино про школьников»
В детстве мы все очень любили смотреть фильмы про сверстников, вот и вашему будущему первоклашке можно будет подобрать серию фильмов о школьной жизни, дружбе мальчишек и девчонок.
Уважаемые родители, пройти по той или иной ступеньке вы решите сами. А может быть вы «построите» свою лесенку и она окажется вам более полезной.
Удачи вам и вашему будущему первокласснику!