Елена Бирюкова
Консультация для родителей «Зачем в детских играх нужны предметы-заместители»
▼ Скачать + Заказать документы
консультация для родителей "В игре все может быть всем, или зачем
нужны предметы заместители".
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.
Ребенку 1.5– 2 лет необходимы разнообразные сюжетно-образные игрушки: куклы, машинки, фигурки животных, насекомых, предметы быта.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем в детских играх нужны предметы-заместители“» размещена в разделах
Педагоги и психологи относят к сюжетным игрушкам те, которые, так или иначе, воспроизводят черты (образ) реального прототипа. Но по характеру воспроизведения этого образа сюжетные игрушки подразделяются на реалистические (точные копии настоящих предметов) и прототипические (имитирующие реальные предметы особым образом — через обозначение и даже преувеличение основных, главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета, и игнорирование его второстепенных деталей). Например, кухонная плита с поворачивающимися кранами и прочими деталями может быть отнесена к реалистическим игрушкам, а плита с нарисованными конфорками и кранами — к прототипическим.
Для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень, важно наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. Заместителями игрушек могут быть деревянные или пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров, полоски картона, заменяющие некоторые предметы : любимые детьми лакомства – конфеты, яблоки и др. Отсутствие таких заместителей тормозит не только развитие игры, но и развитие мышления и речи ребенка. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии детского мышления, творчества. Психологические исследования показывают, что включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно - действенного мышления к образному; у старших дошкольников оно способствует активизации воображения, фантазии, творчества.
В возрасте от 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев происходит качественный скачок в развитии активной речи малыша. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, постарайтесь создать ситуацию, в которой малыш окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами.
Создайте для малыша такие условия, чтобы он мог использовать различные по образцу и содержанию предметы-заместители. Допустим, кукла на прогулке захотела есть, а посуды нет. Если малыш не подозревает о возможности использования заместителей игрушек, то он будет требовать, не сходя с этого места, посуду. Взрослые должны помочь малышу найти "посуду" из подсобного, бросового материала: кастрюлей может стать чурочка, тарелочкой – листик с дерева, ложкой – веточка, из травки будут приготовлены макароны. От вас малыш переймет опыт, научится действовать, используя вместо необходимых для игры предметов игрушки-заместители – палочки, листья, шишки, желуди, ракушки и т. п. При этом дети руководствуются не столько внешним сходством этого материала с реальными предметами, сколько удобством действования с ними (например, камушки вместо конфет, опавшие листья вместо горчичников, песок вместо каши и т. п.).
Многие родители ошибочно считают никчемными и даже вредными для своего малыша различные палочки, камешки, пробки. Зачем нужен весь этот "мусор", если есть настоящие игрушки или вещи? А необходим он для развития фантазии, творчества вашего ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное, непривычное решение проблемы. Чем больше "игрушечных" трудностей малыш преодолеет, испытав при этом настоящее удовольствие, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и в различных ситуациях сможет воспользоваться во взрослой жизни.
Играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, и пусть игра приносит вам и вашим детям только положительные эмоции!