Надежда Путырская
Консультация для родителей в первой младшей группе «Возраст упрямства и строптивости»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст упрямства и строптивости
Воспитатель Путырская Н. А
Ваш ребенок почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает. Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Ребенок всем пытается помочь вам и вдруг… С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Вас волнует поведение ребенка. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3 лет. В нашей группе начиная с октября и по август, волна взросления – исполнения 3 лет.
Публикация «Консультация для родителей в первой младшей группе „Возраст упрямства и строптивости“» размещена в разделах
На новом витке развития вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.
И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».
Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка происходят бурные переломы – ведь невозможно повернуть развитие вспять.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя. Он независим, он все может. Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.
Симптомы в этот период, характерные для поведения ребенка, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Характеристику кризиса 3 лет мы представили в виде цветика – семицветика.
Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот. Но это не непослушание.
Упрямство. Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему уж сильно хочется, или совсем не хочется.
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребенок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя
Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения.
Своеволие – ребенок хочет делать все сам, стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
Деспотизм – диктует свое поведение, проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. В этот период от взрослого требуется максимальная терпимость. Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение непрерывная череда волеизъявлений: «Я хочу!», «Я не хочу!», «Я буду!», «Я не буду!».
Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения? Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями.
1 ситуация: В магазине ребенок требует что-то купить. Как часто ребенок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков.
2 ситуация: Ребенок не желает есть. Что вы предпримете?
Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, этим огорчает свою строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету с макаронами, компот. Все это стоит на столе. Вкусно пахнет. Миша заявляет: «Я хочу только компот! И еще с котлетой я люблю картошку!» мама объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе, третье, не капризничать. Мальчик твердо стоит на своем. Мама начинает нервничать, повышает тон. Миша не отступает. Ответ: мама не должна ставить на стол сразу три блюда. А когда видела, что рассердился Миша, надо было частично пойти ему навстречу, разрешить, например, ему отпить глоток компота до еды (не акцентировать на этом внимание, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну отпей немного, чтобы потом осталось чем запить обед.»
3 ситуация: Ребенок замахивается на бабашку, грубит маме, дерется с отцом. Что же делать?
4 ситуация: Дочь пытается одеться самостоятельно. Делает с трудом. Мама старается помочь. Девочка начинает кричать. Почему? Каковы последствия поведения мамы. Ваши советы.
Тане 3 года. Мама перестала ее узнавать, она изменилась, стала совсем другим ребенком. Все время спорит, упрямится, настаивает на своем. Вот и сейчас не может застегнуть пуговицы на кофточке. Как только мама стала помогать ей, ужасно рассердилась, громко закричала: «Я сама!» мама устала от ее настойчивости и резким движением застегнула пуговицы и сказала «Пойдем на улицу» Таня громко заплакала и закричала: «Я сама!» правильно ли поступила мама, а как поступили бы Вы? Ответ: в период кризиса 3-х лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, что зачастую сопровождается капризами, упрямством. Взрослые должны быть терпимы к подобного рода стремлениям. В данной ситуации следовало поддержать намерения девочки «Ты все сделаешь только сама, умница!» Таня сама застегивает пуговицы! – и незаметно, отвлекая внимание девочки, помочь ей застегнуть пуговицы.
5 ситуация: Ребенок капризничает по малейшему поводу. Как успокоить ребенка, если он расстроен. Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом, пополнили свои знания. И так, что же мы положим в свою «Копилку педагогических идей»
1. Понять, что это временно.
2. Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
3. Если ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к окружающим проговорить свои чувства: я устала, я расстроилась, ты меня огорчил.
4. Пересмотрите свою систему разрешений и запретов.
5. Используйте игру «Наоборот» - в помощь возьмите игрушки.
6. Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
7. Дайте возможность вывести из тела накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушки, выдувать мыльные пузыри.
8. Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: «Какую кофту ты наденешь красную или синюю».
9. Спросить совета: «Какой йогурт купить с клубникой или без?»
10. Поддерживайте стремление к самостоятельности.
11. Быть всем членам семьи единодушным в вопросах воспитания.
12. Большую роль играет положительный пример взрослых. Бывает, родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому.
13. Развивать таланты. Играть с детьми, активно включаться в игры, взяв себе какую – ни будь роль.
14. А главное, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с сознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».