Приложение МААМ

Консультация логопеда для родителей «Условия, необходимые для своевременного и правильного формирования речи»

Аня Лаптева
Консультация логопеда для родителей «Условия, необходимые для своевременного и правильного формирования речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Условия необходимые для своевременного и правильного формирования речи. Советы логопеда.

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Речь ребенка не возникает сама собой, она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых. Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи?

Публикация «Консультация логопеда для родителей „Условия, необходимые для своевременного и правильного формирования речи“» размещена в разделах

Советы логопеда

1. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Не задавайте ребенку вопросы, которые предполагают только лишь ответ «да», «нет». Вместо «Хочешь есть?»- «Как ты думаешь, что у нас сегодня на обед?» или «А что бы ты хотел сегодня покушать на обед?». Вместо «Идём спать?»- «Миша, идем спать, какую книжку мы сегодня будем читать?» и тд. Тем самым вы будете побуждать ребенка к формированию активной речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон, необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Поэтому не нужно отдавать предпочтение гаджетам, а выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение, речь при взаимодействии с другим человеком.

2. Как показывает практика, часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Не перетирайте еду в пюре, когда ребенок уже в состоянии кусать и пережевывать пищу.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

3. Говорите с ребёнком неспеша, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим. Нередко родители допускают такую ошибку. Понимая искаженные слова ребенка, они легко догадываются о его потребностях. Дети убеждаясь всякий раз, что взрослые их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво и ничто не стимулирует их к правильной речи. Или же такой случай, 2-3 летний ребенок увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: «Да, сынок, ту-ту», когда правильнее было бы - «Да, сынок, поезд поехал». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете искаженной речи ребенка. В таком случае у него появляется необходимость говорить правильно и он начнет следить за своей речью.

4. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. При этом рассматривайте с детьми иллюстрации, задавайте вопросы по сюжету. Таким образом, развивается речь, память ребенка.

5. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

6. Говорите чётко, внятно. Помните, что речь формируется по подражанию, поэтому родителям необходимо контролировать собственную речь.

С трех лет ребенок начинает уже понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно. Полезно в таких случаях направить внимание ребенка на неверно произнесенный звук и сравнить его с правильным произношением. Например: «Не понимаю что тебе дать, масыну или машину?» затем несколько раз четко произнесите: «машина, слышишь ш-ш-ш-ш, ма-ши-на, машина». В таком случае ребенок научится отличать свое неправильное произношение от правильного. Конечно, к трем годам ребенок еще не может все звуки речи произносить правильно. Но если он не будет замечать свои ошибки, он никогда не сможет их преодолеть.

Развитию правильного звукопроизношения способствуют игры, в процессе которых дети играют в лошадки, цокают копытами, тикают, как часы, мычат как коровы, мяукают, как кошки и т. д.

Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти — важное условие формирования правильной речи. Можно предложить малышу закрыть глаза, послушать и угадать, о чем «говорит комната», что слышно с улицы, со двора. Ребенок услышит, как тикают часы, мурлычет кошка, шумят машины.

7. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, убирает игрушки. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

8. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть. Все это в дальнейшем приведет к нарушениям звукопроизношения.

9. Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо спокойно поправить его. При этом взрослый должен несколько раз произнести слово верно.

10. Еще одна важная задача - научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните ему, чтобы он не кричал, не говорил очень громко. Но может быть и так, что у ребенка слишком тихий голос. Это обычно наблюдается у детей физически ослабленных, робких, застенчивых. В таком случае хорошо начинать разговор с ребенком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш начнет усиливать свой голос. Так же нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но никогда не следует принуждать ребенка говорить громко «Я сказала говори громче, ничего не слышу», при этом голос ребенка становится еще тише и данная ситуация вообще может привести к отказу от общения. Только подбадривание, ласковые уговоры приведут к желательному результату.

11. Если речь ребенка уже нарушена и формируется не по возрасту, необходимо найти истинные причины её нарушения. Для этого необходимо пройти осмотр логопеда в детской поликлинике, а лучше это делать раз в год, даже если вы не замечаете никаких изменений в развитии ребенка. Не слушайте знакомых, которые успокаивают и убеждают вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

12. Обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем.

13. Обратите внимание, если вы начнете требовать от ребёнка произносить сложные слова не по возрасту, перегружать его занятиями, ругать за ошибки в речи, то возникнет такой вид нарушения ритма и темпа речи как - заикание (перевозбуждение речевых зон мозга). Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести “режим молчания”. Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло – стоит обращаться за помощью к неврологу.

14. Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Поэтому чем раньше вы начнете занятия со специалистами, тем быстрее вы преодолеете нарушение. Для положительной динамики, занятия должны проходить 3-4 раза в неделю. Тесная взаимосвязь в работе логопеда и родителей также является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии. В случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно.

15. Если вашему ребенку исполнилось 6 лет — это возраст, когда ребенок должен привыкать к тому, что ему необходимо будет идти в школу. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

К этому возрасту ребенок должен уметь правильно произносить все звуки языка; выделять первый и последний звук в слове; разделять слово на слоги и тд.

Важно выяснить: насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал; насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст; может ли назвать дни недели, времена года, сформированы ли у него слова-обобщения, ориентируется ли он в пространстве и во времени.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки.

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи. Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

Любые нарушения можно исправить. Не упустите время!

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда для родителей «Условия, необходимые для своевременного и правильного формирования речи»
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 21:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация логопеда для родителей «Условия, необходимые для своевременного и правильного формирования речи»» (включая файлы) размещена пользователем Аня Лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД