Кудайбергенова Альбина
Консультация для родителей «Умение общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Умеет ли Ваш ребёнок общаться?
Один из важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми или коммуницировать.
Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения.
Это позволит ребёнку быстро адаптироваться, социализироваться и стать успешным человеком.
Нужно развивать:
•умение адресовать сообщение
•умение привлечь к себе внимание собеседника
•аргументированность сообщения
•доброжелательность
Публикация «Консультация для родителей „Умение общаться“» размещена в разделах
•умение принять точку зрения собеседника
•умение заинтересовать собеседника своим мнением
•активное слушание
•проявлять эмпатию (сопереживать)
•разрешать конфликтные ситуации
Есть случаи, когда необходима помощь специалиста.
Но в целом вы можете делать самостоятельно, например в игре и упражнениях
Игры для развития навыков общения в коллективе
Можно выполнять и тренировать дома и в гостях
Эффективно для детей 3-10 лет
Некоторые упражнения могут примеряется с подростками и детьми старшего возраста.
Закончи историю
Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его.
Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически.
Так ребенок научится размышлять и делать выводы.
Избавление от слов-паразитов
Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.
Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма.
Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.
Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.
Интервью
Количество играющих: трое или более.
Необходимые приспособления: стул.
Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Доброе животное
Участники встают в круг и берутся за руки.
Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное.
Давайте послушаем, как оно дышит!»
Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.
«А теперь подышим вместе!»
Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад.
Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад.
«Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце.
Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д.
Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Наседка и цыплята
Развитие групповой сплоченности, выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности.
Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит ведущий, изображая наседку.
Ведущий говорит:
1 Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.
Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!».
(Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка).
Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили.
(Ребенок, на которого указывает ведущий, передает состояние этого цыпленка).
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.
(Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.)
Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!»
Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он срезу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.
Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.
Далее воспитатель-«наседка» предлагает детям поискать червяка
Комплименты
Развитие коммуникативных навыков, выразительности речи.
Сидя в кругу, все берутся за руки, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Предупреждение:
1 Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
2 Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Импровизация
Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.
Ролевая игра
Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка.
Карты могут включать:
•игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
•спор с другом;
•быть учителем;
•быть напуганным чем-то.
Вытаскивайте карты.
Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке.
Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.
Что происходит на картинке?
Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.
Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке.
Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.
Чтобы развить этот навык:
Спрашивайте мнение
Больше читайте вместе
Разговаривайте, дополняйте.
Источник: t.me / ekaterinamadenko
Переработано: педагогом-психологом Кудайбергеновой А. И.