Ольга Щекина
Консультация для родителей «Учите ребенка красиво говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети 6-7 лет должны произносить все звуки родного языка, иметь достаточный активный словарь (это те слова, которые ребенок употребляет в своей речи) и овладевают грамматически правильной речью.
В этот период продолжается работа с целью дальнейшего совершенствования произносительной стороны речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков правильного произношения свистящих, шипящих звуков, их дифференциации (с-ш, з-ж, ц-ч, глухих и звонких согласных (п-б, т-д, к-г, ф-в, ш-ж, твердых и мягких (п-пь, т-ть, с-сь, л-ль, р-рь, звуков л-р.
Публикация «Консультация для родителей „Учите ребенка красиво говорить“» размещена в разделах
Работа по совершенствованию звукопроизношения осуществляется при помощи отчетливого проговаривания слов при названии отдельных предметов или игрушек, путем повторения чисто – и скороговорок, при заучивании загадок, пословиц, стихотворений, включающих определенные группы звуков.
Большая работа проводится по совершенствованию дикции. В процессе заучивания и произнесении чисто – и скороговорок укрепляется артикуляционный аппарат (правильная постановка языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба) ребенка, уточняется и совершенствуется произношение некоторых звуков, различных их сочетаний. После отгадывания загадок, заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определенные пары звуков, ребенку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки.
Предлагаю некоторые игры, скороговорки, стихотворения, пословицы.
Игра «Умеешь ли ты слушать?»
Нужно хлопать в ладоши тогда, когда в слове будет один из заданных звуков. Например, звук С. Слова произносить в медленном темпе, между словами не большые паузы: собака, машина, лиса, замок, шпага, самолет, шуба.
При различии звуков з и ж можно использовать такие слова: жезл, чашка, замок, зонт, жаба, щенок, поза, санки, ваза, крыжовник, кольцо, лыжи, роза.
Звуки ц-ч дают слова: цветы, шапка, очки, кольцо, стол, часы, школа, цыпленок, рыба, дочка, чайник, огурец, машина, ключ.
2. игра «найдите нужный предмет»
На столе – предметы или игрушки, в названии которых есть свистящие и шипящие звуки: с (сь, з (зь, ц, ш, ч, щ – и такие, в названии которых этих звуков нет. Например, солонка, стакан, ваза, значок, катушка, карандаш, щетка, клещи, тетрадь. Ребенок должен перечислить сначала все предметы, а затем те, в названии которых есть звук с, потом – звук з и т. д. после того, как ребенок найдет предмет, ему дают задание составить с этим словом предложение. Например, взрослый предлагает найти предмет, в названии которого есть звук с. Ребенок называет : «Солонка». «А теперь составь с этим словом предложение» - говорит взрослый и дает образец: «Солонка стоит на столе. В солонку насыпали соли».
Упражнение на развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха
«Какой звук пропал в слове»
Своей младшей дочке Тосе
Заплетала мама…. (косы)
Подарили нам игрушки
Целый день стреляли ….(пушки)
Землю роет старый к. от (крот)
Под землею он живет.
Мама кукле шар. (шарф) вязала,
Ей Наташа помогала.
Серый вол (волк) голодный злой
Бродит по лесу зимой.
В зоопарке живет с. он (слон,
Словно дом огромен он.
Какой звук здесь пропущен, где, в начале, в середине, конце слова?
«Какой звук попал лишний»
Незнайка написал стихи, и в некоторых словах у него оказался лишний звук. Какое слово Незнайка написал неверно?
А) говорит Володя Коле :
Стройку получил я в школе.
Б) Вади спит и видит слон (сон,
Что лети в ракете он.
В) В нашем доме на окошке
Сидят серенькие крошки (кошки)
А так же хотелось бы порекомендовать, как упражнения для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо в полголоса). Темпа речи (произносить их быстро, медленно, умеренно, а также выработка отчетливой дикции.
Приводим для разучивания несколько считалок:
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки.
Затеваю пирожки
Быстро нужно их испечь
Ты пойдешь, затопишь печь.