Татьяна Морозько
Консультация для родителей «Учимся, играя!»
Граммати ческий строй — это совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Словоизмене ние — образование словоформ той же лексемы (слова, имеющих разные грамматические значения. Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке, спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт, изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям. Словоизменение противопоставляется словообразованию.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся, играя!“» размещена в разделах
Словообразова ние — образование новых слов от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между новым словом и его производящим словом. Например: профессор профессорский, работа работник.
В соответствии с лексической темой, а также с учетом того какой вид словообразования и словоизменения отрабатывается на данный момент с детьми мы, логопеды, даем определенные игры для закрепления воспитателям, а также родителям.
Предлагаю виды игр, которые применяем к каждой лексической теме, а также при автоматизации поставленных звуков в словах. Зная их, вы, родители, можете самостоятельно развивать своего ребенка. Наглядным пособием могут быть реальные предметы или картинки. К одному набору пособия применяются, практически, все игры (что очень удобно). Можно организовывать игры с использованием мяча, предметов для метания, конструктора. Проявляйте фантазию и придумывайте интересные игровые ситуации.
Словоизменение
1. «Один - много» (Образование существительных во множественном числе.) Н-р, тема «Овощи». «Что это? – помидор. У нас он один, а на огороде их много, как скажем, что на огороде? – помидоры.» и т. п.
2. «Чего (кого) нет?» (Образование существительных в форме Р. П.)
Показываем ребенку предмет, просим назвать. Затем прячем, спрашиваем: «Чего нет?». Ответ ребенка в форме Р. п. «Нет помидора» и т. п.
3. «Определи цвет». (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.)
Помидор — красный, помидоры - красные, кабачок - зеленый, солнце – желтое, лента – синяя…и т. п.
4. «Определи размер».
Показываем ребенку три картинки, на которых предметы разного размера, или берем реальные предметы. Надо расставить их по порядку по размеру: от маленького до самого большого или наоборот.
5. «Назови правильно».
Предложите ребенку представить, что он надел очки определенного цвета, теперь все предметы стали красные (синие, желтые и тд.) Называй, что видишь и каким цветом. Н-р: тема «Овощи». Помидор красный, морковь красная, кабачки красные и т. п.
6. «Кто это и какой?»
Это лиса. Она пушистая, рыжая, хитрая. Это заяц, он маленький, серенький, трусливый….
7. «Что это и какое оно?»
Это песок — жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это помидор— круглый, красный, вкусный. Это стул – маленький, деревянный, удобный…
8. «Посчитай предметы до 5» (согласование существительного с числительным) Один кубик, два кубика….пять кубиков. И т. п.
Словообразование
1. «Назови ласково». (образование уменьшительно-ласкательной формы)
Черный — черненький, милый — миленький…; помидор – помидорчик, дом - домик и т. п.
2. «Какой материал?» (образование относительных прилагательных)
Кораблик сделан из бумаги — бумажный кораблик, бокал из стекла — стеклянный бокал, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из картона, пластмассы, железа, чугуна и др.
3. «Чья эта часть?» (образование притяжательных и качественных прилагательных)
У лисы хвост — (чей) лисий хвост (какой) пушистый, большой, рыжий.
У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.
У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.
4. «Назови детенышей»
5. «Семейка слов» (образование однокоренных слов)
Сад- садовник, садовый, садить, посадка…
Если ребенку предлагать подобные игры, его грамматический строй будет развиваться и совершенствоваться, а вы вместе с ребенком проведете время интересно и с пользой.
«Учимся, играя!» - это главный девиз при обучении детей.