ирина шаева
Консультация для родителей «Учим детей говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учим детей говорить»
г. Новокузнецк МБДОУ «Детский сад №279»
Учитель – логопед: Шаева И. Н.
Может показаться, что речь маленького ребёнка развивается как бы сама собой. На самом деле как раз наоборот. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Прежде чем начать говорить, малыш учиться понимать, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращённую к нему речь. Обычно родители интуитивно находят приёмы, облегчающие ребёнку понимание речи окружающих. Показывая игрушки или какие либо предметы, они называют их («вот кукла»(«вот мячик») или предлагают ему показать где часы, где машины, где стол. И в ответ на это большинство детей в возрасте примерно около года уже сами произносят слова: «би-би», «мама», «папа». А к двум годам в их речи появляются первые фразы. И надо с самого начала приучать ребёнка внимательно относиться к тому, как он говорит, точно выражает свою мысль, подбирая нужные слова. Если он ошибается, надо его поправить, изложив сказанное в правильной форме, и предложить ему повторить.
Темочки:
Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.
Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.
Считается – и справедливо, - что развитию речи способствует чтение книг. Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Но не ограничивайтесь только этим. Чтобы научить ребёнка общаться, надо, рассказывая ему ту же сказку, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать, но и спрашивать, высказывая своё отношение к тому, о чём идёт речь. И вообще не стоит слишком много читать ребёнку до 2-3 лет, так как воспринимать читаемый текст ему гораздо труднее, чем рассказываемый. К тому же, рассказывая, вы сможете наблюдать за реакцией ребёнка и, если нужно, замедлять темп речи, изменять интонацию, прислушиваться к репликам ребёнка, оценивать их: либо соглашаться с правильными высказываниями, либо уточнять неверно понятое.
Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки так называемого речевого поведения. А это значит, его надо приучать вовремя включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора, перестраиваться, когда меняется тема. Конечно, насколько успешно и быстро освоит он эти навыки, зависит от типа нервной системы, темперамента, характера ребёнка. Но это во многом зависит и от того, какое влияние оказывают на ребёнка взрослые, воспитывают ли у него выдержку, волю, умение вступать в разговор.
Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т. п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет” : яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т. д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что. ”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.
Пересказываем тексты. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят : «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.
Если ребенок не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», - отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» - «Кудахтала».
Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти- шести годам ваш малыш станет первоклассным оратором.