Юлия Адамова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Родители должны организовать деятельность ребёнка так, чтобы он испытывал радость труда.
Во многих русских половицах ярко сказано о роли труда в жизни человека : «Кто не работает, тот не ест», «Человек рождён для труда», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что потрудился, то и поел», «Воля и труд дивные всходы дают», «Не потрудиться, так и хлеба не добиться», «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться», «Труд человека кормит, а лень портит».
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание дошкольников в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению значимого продукта, но имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Особенность труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. У игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых, действует в воображаемом плане, в труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В труде ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
В труде ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная задача. Ребенок, который умеет справляться с домашней работой, в дальнейшем будет легче справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Ошибки в трудовом воспитании детей :
1. Пренебрежительное отношение к труду ребенка, это отобьёт охоту даже у взрослого, не говоря о ребёнке.
2. Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребёнком приводит к тому, что родители делают всё сами, даже то, что он в состоянии сделать сам.
3. Приучение к труду силой. Если родители слишком требовательны к ребёнку, дают ему слишком много работы, заставляют делать всё идеально, у него появляется отвращение к труду.
4. Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что ребёнок должен до всего доходить «своим умом». Так, ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых.
Советы родителям по трудовому воспитанию детей.
1. Не запрещайте ребёнку помогать вам.
Выражайте радость и дайте понять ребёнку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. После выполнения поручения, обязательно похвалите ребёнка, даже если что-то получилось не так. Взрослым проще и быстрее сделать всё самим, но дайте ребёнку возможность ощутить свою полезность.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Устройте соревнование: кто быстрее соберёт игрушки, кто чище вымоет тарелку, подметёт пол и т. д. Приобщите к выполнению работы игрушки ребё нка: мама с мишкой моет посуду, а дочка с куклой протирают пыль. Можно придумать небольшую сказку о выполняемом поручении, свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Доверьте ребёнку выполнять определённые вещи.
В семье у каждого должны быть распределены обязанности. Надо дать ребёнку почувствовать себя полноценным помощником. Когда он увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то осознает свою важность, и не будет отказываться от работы.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
Чётко сформулируйте, какую помощь вы хотите получить от ребёнка. Не ругайте его, если он не понимает, что вы хотите. Объясните ещё раз. Не повышайте голос, не говорите приказным тоном, а спокойно просите о конкретной помощи. Предложите ребёнку сделать что-то вместе. Можно предложить выбор, например: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?»
5. Самое главное – не забывайте хвалить ребенка! Родители часто совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения, например: вымоешь посуду – куплю мороженое или игрушку. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.
Приучайте к тому, что помогая вам, ребёнок приносит пользу близким людям. Давайте задания, которые у него лучше получаются.
6. Родители - пример для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.
Правильное воспитание невозможно представить, как воспитание нетрудовое.
Труд всегда был основанием для человеческой жизни, благополучия человека. Следует помнить, что труд – это дело чести, славы доблести. Поэтому задача взрослых, в первую очередь родителей – научить ребенка трудиться, привить ему интерес к трудовой деятельности, желание помогать!