Мария Кузнецова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в семье и детском саду»
▼ Скачать +Заказ
Значение труда
Труд является важнейшим средством воспитания маленького человека. В процессе трудового воспитания в том числе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован таким образом, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Выполнять работу с любовью, видеть в ней радость- необходимое условие для проявления творчества личности, её талантов. Труд был всегда основой для человеческой жизни и культуры. Стоит заметить, что трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание детей в семье и детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Виды труда. Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах- оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, формирует необходимые для жизни навыки, то на ступени старшего дошкольного возраста такой труд не требует особых усилий, для детей он становится привычным.
Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке внешнего вида, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, а из собственной потребности соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь кропотливой систематической работой в детском саду и в семье. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Родители и воспитатели формируют у детей привычки самостоятельно одеваться, умываться, культурно есть, убирать за собой игрушки на место, тем самым помогая ребёнку иметь меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение объективно оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе ручного труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на собственном опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно сделать разнообразные вещи. Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. И в итоге получить какое-то изделие (игрушка, подарок маме и т. д.) Радость, которую маленький человек испытывает реализовывая себя через труд- могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не переживает красоты этих отношений, удовлетворения от сделанного его руками. «Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»
Поручения. Поручения, которые взрослые дают детям, должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если поручения строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Поднеси!», "Убери!", то подобное отношение отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой- либо инструмент, но и учит ребенка как им пользоваться. Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные особенности и возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет их с интересом. Для того, чтобы дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь. Также не стоит забывать, что любой труд должен вознаграждаться. Похвальное слово, сказанное ребёнку после того, как он выполнил какую-то работу, тоже является вознаграждением. Не стоит обесценивать старания ребёнка. Труд детей в семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого на его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности : сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т. д.
Труд детей в природе. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением новых интереснейших знаний, например, о почве, цветах, посадочном материале, трудовом процессе, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе и дома помогает воспитать любовь к окружающему миру. Расскажите ребёнку о том, что растения - это лёгкие нашей планеты, что они очищают для нас воздух. Донесите до малыша, что ваше комнатное растение дышит листиками и объясните необходимость регулярной протирки листочков влажной мягкой тряпочкой, закрепите всё это собственным примером и ваш малыш с радостью "подхватит" это дело и станет заботиться о зелёном "друге". Тут формируются и любовь к природе, и ответственность, и трудолюбие.
Вывод. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки, формируются новые виды мышления. Коллективный труд позволяет ребёнку приобрести навыки работы, общения, сотрудничества, что безусловно улучшает адаптацию ребенка в обществе.