Наталья Александровна Яхнович
Консультация для родителей «Требовательность и уважение ребёнку»
▼ Скачать +Заказ
«Требовательность и уважение ребёнку»
«Воспитание детей - это мудрое ограничение.
Ребёнок должен понять три вещи: можно,
нельзя, надо!» В. А. Сухомлинский.
Нельзя представить себе воспитателя не требовательного, ибо отсутствие требовательности к ребёнку есть не что иное, как воспитание стихийное. Ни о какой целенаправленной программе формирования личности растущего человека и ведущей роли воспитателя в этом случае не может быть и речи. Большинство родителей хорошо понимают это, однако не всегда могут уловить ту золотую середину в обращении с ребёнком, когда сочетается строгость и доброта, непреклонность и мягкость.
Публикация «Консультация для родителей „Требовательность и уважение ребёнку“» размещена в разделах
Чувство меры иногда изменяет некоторым родителям : то строги к ребёнку, то снисходительны или придирчивы по мелочам, а в главном уступчивы. Теряются перед детским своеволием и склонны винить ребёнка, его «характер», обстоятельства и менее всего готовы искать причины в самих себе как воспитателях. Ищут советы на каждый конкретный случай и не способны к обобщению: детское поведение, черты характера - показатель их собственных педагогических усилий; ребёнок даёт то, что у него спрашивают.
Чаще всего родители обращаются к педагогам за помощью в разрешении отдельных конфликтных ситуациях и не склонны видеть за ними зреющие в ребёнке отрицательные черты характера, отставание нравственного развития.
«Максим сегодня сказал мне дерзость, а вчера не послушался бабушку. Что нам делать в таких случаях?», «Вероника обидела маленькую сестричку, а извиняться не захотела. Как надо было поступить?»
Родителям кажется, стоит лишь мудро разрешить тот случай, который возмутил и встревожил их, как всё станет на свои места.
А. С. Макаренко точно подметил: «… приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой - то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано… Таких чудес не бывает. Педагогических фокусов просто не существует. К сожалению можно увидеть таких людей, верующих в фокусы. Тот придумывает особое наказание, другой вводит какие ни-будь премии и поощрения, третий всеми своими силами старается паясничать дома и развлекать детей, четвёртый подкупает обещаньями».
Но никогда не возникает необходимости искать «хитрейших рецептов воспитания» тем, кто с самого начала берёт курс разумной требовательности к ребёнку.
К сожалению среди некоторых родителей появилось мнение : : требовать от ребёнка= значит насиловать его волю; запрещать, значит отнимать радости детства; произносить «нельзя» - значит лишать его самостоятельности, растить личность безынициативную.
Подобная «точка зрения» отражает педагогическую несостоятельность и более всего устраивает тех, кто хочет растить ребёнка, не затрачивая никаких усилий на его воспитание. Ведь легче не замечать отдельные недостатки в сыне или дочери, их отрицательные поступки, не прилагать духовных усилий на корректировку их поведения,чем вникать в суть детских проявлений, находить способы влияния на ребёнка, которые бы вызывали в нём внутреннее согласие с родительским распоряжением.
Эти родители выпускают из виду : во первых малыш развивается нравственно благодаря родительской требовательности. Ведь отсутствие у него жизненного опыта, неспособность к систематическим моральным усилиям, неумение преодолевать свои желания ради интересов окружающих людей-всё это нередко становится причиной его неправильных поступков. И кто же, как не взрослые, обязаны направлять ребёнка учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей).Самая высокая требовательность к детям воспринимается ими, как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью, терпением в обращении.
Родительская требовательность,какая она должна быть? Неправильно было бы понимать требовательность, как что-то прямолинейное, сводящееся с назойливым указанием, замечанием по мелочам, «запретам без доказательств» типа: «Не ходи туда, не бери это», «Ты должен,ты обязан», «Сказано-слушайся». Подобные требования подавляют, так как не рассчитаны на активное, сознательное восприятие. Требование по мелочам, требования- директивы затрудняют процесс воспитания, раздражают детей. И как следствие у них нередко возникают капризы, негативизм- способ избавления от родительской опеки. Требовательность к детям должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направленной и,конечно всегда справедливой. Такая требовательность освещает путь развивающегося ребёнка, помогает его нравственному становлению.
Сформулировать требование, которое не подавляло бы, не является делом трудным для тех, кто старается разобраться в педагогической ситуации, в мотивах поступка ребёнка и старается разобраться в педагогической ситуации,в мотивах поступка ребёнка,и старается найти соответствующие пути влияния на него.
Первые морозы затянули ручеёк хрустальной коркой. Валерик и Максим решили проверить прочность льда Способ самый распространенный: провалится ли лёд,если по нему пройти? Когда они очутились по колено в ледяной воде, им пришлось выслушать от родителей предупреждение : этого делать нельзя, можно заболеть. Предупреждение к сожалению не подействовало. Эксперимент повторился на следующий день. Не хватило требовательности.
Требовательность к ребёнку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение к нему. Как можно больше требовательности и как можно больше уважения к ребёнку- об этом часто напоминал А. С. Макаренко. Именно этот принцип-требовать уважения-должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Только при этом условии требовательность будет не подавлять, а звать вверх к высотам нравственной зрелости, создавать предпосылки формирования творческой, инициативной личности.
Задача родителей- путём разумной требовательности, на основе формирующихся у ребёнка нравственных понятий подвести его к умению обобщать, что такое хорошо и что такое плохо.