Казанская Наталья
Консультация для родителей «Развиваемся, играя!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваемся, играя!»
Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью сложный, многосторонний психический процесс.
Первые годы жизни – необычайно важное время для развития малыша. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается мозг. В первые 2-3 года жизни ребёнок учится доверять своим близким и исследовать окружающий мир.
В этом возрасте малышу гораздо легче осваивать язык и речь, учиться самостоятельности и общению. Поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения в психофизическом развитии и оказать ребёнку и его семье всестороннюю помощь и поддержку.
Как же в норме развивается речь ребёнка? Каждый родитель задаётся этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений, глаголов прошедшего времени) и т. д.
Развитие речи начинается с самого рождения. Навыки правильной речи малыш приобретает в семье. Всё то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребёнка, имеет большое значение для всей его дальнейшей жизни.
Развитие речи у каждого ребёнка происходит по-своему. У одних детей
наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей
речи, у других детей развитие речи отстает от нормы. В таком случае малышу необходима помощь взрослого: больше рассказывать, побуждать его к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями. Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым или в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.
Речевое развитие ребенка раннего и младшего дошкольного возраста условно можно разделить на несколько этапов:
• На первом году жизни происходит подготовка дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы, ребенок «гулит», лепечет, подражая взрослым. Это происходит с 3 до 6
месяцев.
• В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. Малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т. п.). Ребёнок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков, связывает определённые звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т. п.).
• На втором году жизни ребенок начинает произносить простейшие слова. С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
• На третьем году жизни словарный запас дошкольника постепенно увеличивается, совершенствуется. Трёхлетний ребёнок говорит короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще 3-4). В этом возрасте допускается неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет», ошибки в согласовании слов («У меня много другов», «один яблоко»).
• На четвертом году жизни происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Речь становится связной и последовательной. Слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
У ребёнка этого возраста наблюдается уменьшение недостатков в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» – велосипед, «атабиль» – автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» – первый); пропуски согласных звуков и их стечений («девича» – девочка); появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул). Иногда в случаях стечения согласных звуков ребёнок вставляет между ними дополнительные гласные («тырова» – трава, «корабель» – корабль). До 5 лет такие недостатки допустимы.
Признаки благополучного развития речи у ребёнка:
• Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.
• У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребёнок активно общается со знакомыми, родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребёнок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:
• Ребёнок развивается с задержкой.
• Ребёнок перенес тяжелые заболевания.
• У ребёнка есть неврологические заболевания.
• Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
• Ребёнок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
• Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на «одному ему понятном» языке. На замечания: «Скажи ещё раз лучше», малыш не реагирует.
• Речь ребёнка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Рекомендации для родителей
• Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте. При этом следите, чтобы ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление «детского» языка навредит формированию «нормального» языка ребенка.
• Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, угадывайте и озвучивайте его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться.
• Играйте в забавные, весёлые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «агу»», «Вот как кубик упал – бах».
• Чётко и правильно называйте разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.
• Внимательно слушайте ребенка. Давайте ответы на все его вопросы. Это – залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
• Снисходительно относитесь к ошибкам ребенка, когда он говорит. Ошибки – это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять таким образом, что малыш, боясь ошибиться, станет медленнее развиваться.
• Совместно с ребенком проговаривайте планируемые действия. Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык «для себя». Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете ребенку, если научите его рассказывать вам о том, что он планирует делать сначала. Спрашивайте каждый раз: «Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?» Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.
• Учите с ребенком стихи, сказки, т. к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
• Будьте с ребёнком вежливы – с раннего возраста необходимо наполнять пассивный словарь ребёнка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.
• Развивайте мелкую моторику ребёнка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику, занимайте ребёнка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т. д.
Уважаемые родители, если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, обратитесь к логопеду. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения, так как владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проходят в игровой форме, не более 5 минут, и лучше, если это будет ежедневно. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в комфортной среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением. Поэтому в заключении напомним о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!