Коростовская
Консультация для родителей «Связь устного народного творчества и развития речи дошкольников»
Устное народное творчество – это один из самых эффективных способов развития речи у детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения помогают детям познакомиться с красотой и выразительностью русского языка, а также обогащают их словарный запас. Как говорил К. Д. Ушинский, «устное народное творчество пробуждает к жизни семена родного слова и обогащает детскую речь».
Использование потешек, прибауток, пословиц и поговорок в совместной деятельности с детьми приносит им радость и удовольствие. Когда ребенок сопровождает свои действия словами, он учится вслушиваться в звуки речи, улавливать ритм и отдельные слова, а также постепенно начинает понимать их смысл.
Публикация «Консультация для родителей „Связь устного народного творчества и развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Для развития речи детей используются различные жанры фольклора.
Потешки – это короткие песенки и стихи, которые привлекают внимание детей и вызывают у них желание повторять и запоминать их. Дети легко запоминают потешки и начинают использовать их в своих играх. Для лучшего запоминания можно использовать красочные книжки с потешками, а также наглядно-дидактические пособия, которые должны быть доступны для детей.
Загадки – это короткие и увлекательные произведения, которые развивают у детей воображение и логическое мышление. Они помогают детям формировать образное мышление и учат их использовать метафоры, эпитеты и сравнения.
Скороговорки – это короткие фразы, которые используются для улучшения дикции и развития навыков произношения.
Инсценирование и театрализованные игры на основе русских народных сказок помогают развивать навыки диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста.
Песни, которые используются в народном творчестве, помогают развивать у детей фонематический слух и улучшать произношение.
Для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста существует комплекс упражнений, в котором используются произведения малых форм фольклора. Этот комплекс, включает в себя пять групп упражнений:
1. Упражнения на развитие дикции – заучивание скороговорок и использование мнемотехники.
2. Упражнения на развитие силы голоса – колыбельные песни, потешки и прибаутки.
3. Упражнения на развитие темпа речи – потешки, поговорки, скороговорки, считалочки и народные игры.
4. Упражнения на развитие тембра голоса – прибаутки, пословицы и поговорки.
5. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи – пословицы, небылицы.
При проговаривании всех фольклорных произведений важно, чтобы дети понимали их содержание. Это помогает установить речевое взаимодействие между ребенком и взрослым и способствует развитию звуковой культуры речи.
Педагогическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием устного народного творчества основывается на следующих принципах:
– Интеграция фольклора с различными формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты).
– Активное включение детей в разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую, художественно – творческую, музыкальную и театрализованную.
– Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его предпочтений, склонностей и уровня развития речи.
– Использование наглядного материала – ярких, занимательных и доступных для понимания детей иллюстраций, картинок, мнемотаблиц и атрибутов для театрализованных игр.
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием устного народного творчества используются различные методы:
– Наглядные методы – рассматривание книг с картинками, иллюстраций и фотографий.
– Словесные методы – выразительное чтение или рассказывание, объяснение, беседа и пояснение.
– Игровые методы.
– Игры с пальчиками.
– Ритмические движения под музыку и текст фольклорных произведений.
– Имитационные упражнения – имитация поведения животных, птиц и героев фольклорных произведений.
– Метод ассоциаций при использовании загадок.
Все эти методы способствуют развитию всех сторон речи, конструктивных способов и средств, свободного общения детей с окружающими людьми.
Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходимо создать определенные условия:
– Подбор произведений устного народного творчества в соответствии с возрастными интересами детей.
– Следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием устного народного творчества.
– Использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.
Таким образом, устное народное творчество является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у них положительные эмоции. Это способствует эффективному развитию речи детей, делает их речь более правильной, выразительной, яркой и мелодичной.