татьяна хлынова
Консультация для родителей старших дошкольников «Игры на формирование предложно — падежных конструкций»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание.
Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог.
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников „Игры на формирование предложно — падежных конструкций“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Целью предлагаемых игр является научить детей:
слышать в речи окружающих предлоги;
правильно понимать их значение;
пользоваться ими в собственной речи;
дифференцировать предлоги;
составлять распространенные предложения с использованием предлогов;
формировать предложно - падежные конструкции в речевой практике.
Предлагаем вам следующие игры :
1. Игра «Весёлое путешествие»
Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.
Мама садится (в) машину.
Коля бежит (по) дороге.
Автобус едет (по) улице.
Поезда едут (по) рельсам.
Петя любит ездить (на) велосипеде.
2. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?»
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.
- Куда мы положим фрукты?
Ребенок: В корзинку.
- А куда мы положим овощи?
Ребенок: В ящик.
- С чем у тебя ящик?
Ребенок: У меня ящик с капустой.
- С чем у тебя корзина?
Ребенок: У меня корзина с яблоками.
3. Игра с мячом «Добавь слова»
Родитель называет часть предложения, а ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит.
Полочка с книгами висит.
Мишка сидит.
Пирамидка стоит.
Кукла лежит.
Лампа висит.
Дверь находится.
4. Игра «Исправь ошибки»
Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи».
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
5. Игра «Скажи наоборот»
Родитель называет предложение и предлагает ребенку сказать наоборот.
Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика.
Девочка налила воду в графин. - …
Мама положила яблоки на стол. - …
Машина подъехала к дому. - …
Дедушка подошел к забору. - …
6. Игра «Солнечный зайчик»
Родитель с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит ребенку: «Ищи зайчика, а найдешь– ответь, куда он спрятался».
Зайчик на скамейке
Зайчик под скамейкой» и т. п.
7. Игра «Закончи предложение»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в винительном падеже.
Продавец встал (за прилавок).
Солнце спряталось (за тучи).
Мальчик входит (в автобус).
Девочка поставила книги (на полку).
8. Игра «Сказка»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.
Пятачок пришел в гости к…
Старик пришел к…
Принц торопится к…
9. Игра «Кто с кем? Кто с чем?» :
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.
Мальчик идет (с папой).
Девочка идет (с мамой).
Девочка играет (с котом).
Мальчик играет (с машиной).
10. Игра «Кто с кем? Кто с чем?» :
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.
Мальчик идет (с папой).
Девочка идет (с мамой).
Девочка играет (с котом).
Мальчик играет (с машиной).
С помощью этих простых игр вы поможете своему ребенку в освоении сложных предложно-падежных конструкций, обогащение речи ребенка которыми поможет сформировать навыки цельного высказывания в будущем!