Пиховкина Татьяна
Консультация для родителей старшей группы «Воспитание и образование детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание и образование детей старшего дошкольного возраста»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании
ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается
родителями, не представляется им столь значимым, как например,
последующий 7-й год жизни.
Публикация «Консультация для родителей старшей группы „Воспитание и образование детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
6-й год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и
интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной
систематической коллективной, произвольной регуляции деятельности
своего поведения.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по
сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя
упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или
школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители
будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом
году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в
условиях их жизни и воспитания : они теперь включаются в систематическую
и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд,
обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной
деятельности.
У детей 5-6-летнего возраста продолжается процесс окостенения скелета,
развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся
способность к координации движений неразрывно связана с развитием мозга
ребёнка.
Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются физически здоровыми,
крепкими, выносливыми.
Самое важное достижение ребёнка этого возраста заключается в том, что
многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными
сознанию. Ребёнок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т. е.
направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает
между собой. Поэтому, например, дети 6-го года жизни могут точно
выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги,
рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность
образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней
группе, а 25 минут. Возможность произвольно регулировать свои движения является
наиболее существенным показателем общего развития старшего
дошкольника. Качественные изменения в развитии 5-летних детей отчётливо
обнаруживаются в играх. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что,
прежде всего в ней отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и
уже значительно более содержательно, чем раньше. Играя в детском саду,
дети объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из
них стремится внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть
равнодушным к тому, во что и как играют дети, надо советовать им,
подсказывать, не мешая, конечно, самостоятельности, т. к. игра должна быть
средством воспитания.
Освоение движений и способность к управлению ими наиболее заметно
сказываются в новых возможностях трудовой деятельности ребёнка. Дети
старшей группы в состоянии выполнять более сложные трудовые
обязанности в группе, дома, требующие согласованных действий, способны
работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг
другу, чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже
довольно справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из
детей или он сам.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более
богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это
надо развивать как в детском саду, так и дома.
Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо
отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-
следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах
и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.).
Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на
предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны.
Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания
детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они
испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести
элементы красоты в свои рисунки, игры. Особенное развитие получают
нравственные чувства – дети радуются, когда помогают товарищам,
стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям,
стремятся на деле выразить эти чувства.