Ольга Ефремова
Консультация для родителей «Организация предметно-развивающей среды»
▼ Скачать +Заказ
Организация предметно развивающей среды
Под развивающей предметно – пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационно организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Публикация «Консультация для родителей „Организация предметно-развивающей среды“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Ребенок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками во время игр и общения.
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно – развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред : дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
На каждом возрастном этапе выделяют приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно развивающей среды.
Важная роль отводится конструктивной деятельности. Поэтому в среду необходимо включать конструкторы и строительные наборы из разного материала (пластик, дерево, метал, напольные и настольные. С разными способами крепления деталей. Разной тематической направленности.
Возрастает роль книги как источника новых знаний. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Следует помнить, что позвоночник ребенка 5 – 7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины. Если есть возможность, целесообразно установить спортивный комплекс.
У старших дошкольников активизируется интерес к школе. Его надо поддерживать, для чего целесообразно выделить учебную зону.
Обстановка должна быть приближена к учебной (стол – парта, доска). В будущем это может помочь адаптироваться к учебной среде класса.
Выделите специальное место для игротеки, в которой будут находиться дидактические игры, направленные на формирование действий сравнения, классификации, сериации, узнавания по описанию, воссоздания, умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно – проверочные действия («Так бывает?», «Найди ошибки художника», игры с логическими блоками Дьенёша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия» и т. п.). Тетради на печатной основе, познавательные книги, игры на развитие психических процессов.
Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки важная задача этого периода жизни ребенка. Для этого необходимо показывать рост его достижений, вызывать чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, обсуждать успехи, достижения, фиксировать их, например, рисунками.