Любовь Федянина
Консультация для родителей «Социальное здоровье ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Социальное здоровье ребенка
Все ли родители знают, что такое социализация? Этот термин, образованный от латинского слова socialis — «общий, общественный», означает вхождение ребёнка в мир, освоение им первоначальных представлений социального характера, включение в систему социальных отношений. Социализируется ребёнок в общении и деятельности. Он активно осваивает окружающий мир и определяет своё место в нём. Социализация может происходить как стихийно, так и в условиях воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Социальное здоровье ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Игровая деятельность — это то средство, которое вводит ребёнка в мир взрослых людей и их взаимоотношений, позволяет приобщиться к их деятельности, не имея возможности «быть взрослым» в реальной жизни. А ведь именно к этому так стремится ваш малыш! Он хочет быть похожим на папу, маму, воспитателя, действовать так же, как они. Именно игра позволяет это сделать, перевоплотившись в образ взрослого и выполняя его роль.
Родители дошкольника также должны осознавать, что успешная социализация их ребё нка зависит от того:
• насколько быстро и качественно он приобщится к самым простым общепринятым нормам и правилам взаимоотношений (в том числе моральным) со сверстниками и взрослыми;
• насколько успешным со стороны ребё нка будет:
— осознание себя как человека, принадлежащего к какому-либо полу — женскому или мужскому, то есть мальчиком или девочкой, с некоторыми присущими определённому полу особенностями (внешний вид, одежда, поведение, социальные роли и др.);
— отнесение себя к членам семьи;
— развитие чувства принадлежности к обществу, коллективу;
— развитие гражданских и патриотических чувств и т. д.
Что же необходимо делать родителям, дедушкам и бабушкам ребёнка-дошкольника, чтобы его социализация была успешной?
20 простых советов:
1. Развивать игровую деятельность ребёнка, предлагая ему включаться в разнообразные игры со взрослыми и детьми, «примеривая» на себя разные социальные роли (например, роли мамы, папы, ребёнка, врача, медсестры, пациента, строителя, дизайнера, учителя, воспитателя, ученика, тренера, спортсмена, продавца, покупателя, кассира, руководителя предприятия, работника и др.).
2. Обеспечивать регулярную практику совместных с ребёнком игр, способствующих установлению доверительных, конструктивных отношений, овладению простыми способами взаимодействия участников игры («Сначала я, а потом — ты», «Повтори ещё раз, чтобы получилось», «Помоги, а то у меня не получается», «Давай сделаем это вместе» и др., развитию творчества («Сделай по-другому», «Если изменить, то получится по-другому» и др., установлению положительных отношений («Давай играть вместе дружно», «Если не ссориться, то будет дружная игра» и др., преодолению конфликтов («Поделись, чтобы не поссориться» и др.).
3. Обеспечивать разнообразие социальных впечатлений ребёнка, организуя не только его повседневную деятельность и общение, но и досуг, отдых, развлечения.
4. Вместе с ребёнком совершать небольшие «открытия», постоянно стремиться к познанию нового.
5. Создавать, поддерживать, укреплять и развивать совместно с ребёнком семейные традиции, особенно традиции совместного труда, семейного чтения, коллекционирования, празднования, поздравления с праздниками друзей, близких и родственников, ежегодного посещения 9 Мая памятных мест, мемориалов, Вечного огня и т. д.
6. Показывать ребёнку достаточное количество положительных примеров родительского поведения, общения, дружбы между взрослыми.
7. Давать адекватные оценки наблюдаемого ребёнком поведения и взаимоотношений окружающих людей, персонажей мультфильмов, героев художественной литературы и т. д.
8. Насыщать повседневную практику общения с ребёнком образцами вежливой, грамотной, красивой речи.
9. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, их достижениям и жизненному опыту.
10. Воспитывать бережное, заботливое отношение ребёнка к маленьким детям в семье.
11. Следить за тем, чтобы по возможности в семье не обнаруживались проявления «двойной морали», а также рассогласование требований, предъявляемых ребёнку членами семьи, родителями и педагогами ДОУ.
12. Устанавливать тесные связи с детским садом, включаясь в разнообразные виды совместной деятельности педагогов и родителей, детей и родителей и т. д., выполняя советы и рекомендации педагогов дошкольного образования.
13. Грамотно и дозировано организовывать доступ ребёнка к средствам массовой информации, отбирая педагогически целесообразные мультфильмы, кинофильмы, программы и т. д.
14. Давать ребёнку поручения, задания, выполняя которые он упражнялся бы в доступном ему труде на благо всей семьи.
15. Создавать условия для радостного, полноценного, счастливого проживания ребёнком периода дошкольного детства; осознавать, что самым естественным для этого являются праздники, развлечения в детском саду, семье.
16. Обязательно обращать самое пристальное внимание на воспитание у ребёнка патриотических чувств (любви к малой и большой Родине).
17. Учить ребёнка заботиться о домашних животных, принимать участие в уходе за ними, демонстрировать образцы любви к домашним животным.
18. Прививать любовь к природе, растениям, животным, воспитывать деятельное отношение к ним, формировать умения безопасного поведения в природе и правильного отношения к ней.
19. Постоянно расширять представления детей о разных странах, государствах, об особенностях их природы, культуры и населяющих их народах.
20. Развивать уважение к людям других национальностей, их обычаям, вероисповеданию и др.
Условия для этого необходимо создавать постоянно, неустанно заботясь о том, чтобы ребёнок познавал окружающий мир общественных отношений дома, в гостях, в детском саду, на прогулке в выходной день и т. д.
Игра занимает очень важное место в жизни человека, поскольку в дошкольном возрасте именно игровая деятельность является основным видом деятельности ребенка. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Другими словами, именно в игре осуществляется процесс социализации, то есть процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально-культурного опыта. Это объясняет тот факт, что игра как особый вид деятельности привлекает к себе внимание многих исследователей – педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, представителей разных отраслей науки интересуют «свои» аспекты игры, но все они сходятся в том мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. Игра всегда выступала предметом пристального внимания педагогов и психологов.
В настоящее время специалисты в области дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные задачи. Методологической основой развития теории и практики детской игры является положение об игре как о целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания.
Игра имеет социальную основу. И детские игры прежних лет, и современные игры убеждают нас в том, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К. Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. В процессе исторического развития человека игра выполняла различную роль, но все авторы ссылаются на то, что игра это основное средство развития ребенка, это инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. В играх отражаются взаимоотношения людей. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии в знакомые игры. Таким образом, игра не только удовлетворяет основную потребность детей, но и на основе освоения социального опыта, осуществляемого в игре, происходит развитие разнообразных сил и способностей ребенка : умственных, нравственных, физических и эстетических. Дальнейшее совершенствование этих способностей продолжается в различных видах деятельности (учебной, трудовой, общения и др.). Исследования раскрыли значение игры - как средства формирования детского общества, как формы организации жизни детей. В этом проявляется социальная сущность игры.
Подготовил воспитатель: