Абакумова Елизавета
Консультация для родителей «Социальное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов (О. Бальзак).
Дошкольный возраст ребенка — это период, когда активно происходит социально-личностное развитие, формируется характер, поведение. Это важный этап воспитания ребенка. Перед родителями и детскими дошкольными учреждениями в это время стоят важнейшие задачи, решение которых требует времени и сил.
Публикация «Консультация для родителей „Социальное развитие дошкольников“» размещена в разделах
По мере взросления и осознания разных вещей он учиться контактировать со сверстниками, взрослыми людьми, доверять им, отвечать за свои поступки, строить речь и так далее. Чтобы социальное развитие ребенка шло гармонично необходимо уделять ему максимум внимания и времени. Ответы на вопросы, общение, игры, чтение. В общем, малыш должен получить от взрослых максимум возможной информации об устройстве мира, человеческой среды, нормах и правилах общения, поведения.
Социализация личности начинается уже в первый год жизни. Малыш учиться быть частью маленького социума — своей семьи. Ведь именно здесь пока проходит почти вся его жизнь. Развитие ребенка, как части общества, можно поделить на несколько этапов:
Ранний возраст. От рождения до полутора лет дети усваивают информацию об окружающем мире и получают первые навыки коммуникации с близкими людьми. В промежутке от 1,5 до 3 лет малыш чувствует потребность в общении с ровесниками. В это время закладывается коммуникабельность, навыки жизни в коллективе, умение взаимодействовать с взрослыми и другими детьми.
Это крайне важный момент для развития способности группового взаимодействия, который нельзя упустить. Поэтому если ребенок в силу разных причин не ходит в детский сад, то ему обязательно нужно чаще встречаться со своими ровесниками для развития навыков общения и игр. Кстати, прекрасной альтернативой садику будут различные развивающие клубы для дошкольников.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и
общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным
средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать
информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают
задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является
наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка - он зачастую
нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании.
Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно
перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют
собственную индивидуальность.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о
помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь,
обязательно помогите ему.
-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и
переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические
приказы, команды, предупреждения, угрозы.
- Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо
этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный,
спокойный, а просто за то, что он есть!
- Дружелюбный тон общения.
- Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать,
периодически поддерживая беседу.
- Решения конфликтов должны быть конструктивными : выигрывают обе
стороны - и родитель, и ребенок.
— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте
имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения
ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания,
которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической
деятельности.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры
происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в
воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты,
выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у
детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся
самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально
– нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие,
взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой
деятельности детей и в повседневной жизни.
Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых
помимо общения и игры важную роль играют различные занятия,упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим
миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все
прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими
человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на
которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для
ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте
крушения веры в вашу непогрешимость.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально
развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и
социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей
необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность
мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность,
учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим
эмоциональным состоянием.
Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению
самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и
позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении,
так и в любом коллективе в будущем.