Наталья Басанова
Консультация для родителей «Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»
Автор: Басанова Наталья Владимировна, воспитатель МКДОУ «СНДС «Малыш» с. Ульдючины
Темочки:
Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. С малых лет мы должны обучать детей родному языку, его уникальнейшим традициям. Ведь именно маленькие дети, впитывают в себя всё, как губка. Где, как ни в семье и детском саду ребенку учиться этому! Задача воспитателя - помочь ребенку в этом, в тесном сотрудничестве с родителями.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, полноценное владение родным языком в дошкольном детстве необходим для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Дошкольники знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют в калмыцкие подвижные игры, учатся исполнять национальные танцы.
При подготовке к занятиям, необходимо ставить следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к истории родного края; знакомить детей с интересными историческими событиями, культурой, бытом и народными праздниками. Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями.
Изучение родного языка может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. В образовательной деятельности при развитии речи дошкольники получают не только новые знания о родной земле, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
Язык это символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям. И делать это будет намного эффективнее в тесном сотрудничестве с родителями. Ничто другое так не оказывает влияния на душу ребенка, как личный пример взрослого.
Также немаловажным для изучения и освоения родного языка являются речевые игры. Которые можно проводить как в ДОУ, так и дома в кругу семьи.
Примеры речевых игр
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
1. Игра: «Кто как кричит?» (домашние животные, дикие животные, птицы)
Взрослый показывает картинку с изображением животного, птиц ребенок озвучивает как он кричит, например чон (волк) – у-у-у-у, богшурга (воробей) – чик- чирик и т. д.
2. Игра «Что это?» (провести на калмыцком языке)
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом, например: Растут на грядке, используются в пищу (овощи-темсн)
Растут на дереве, очень вкусные и сладкие (фрукты- зер-земш) и т. д.
3. Игра «Для чего это нужно?» (провести на калмыцком языке)
- Посуда
- Орудия труда
- Продукты и т. д.
4. Игра «Угощения» (провести на калмыцком языке)
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите».
5. Игра «На что похоже?» (провести на калмыцком языке)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Работа с детьми по изучению родного языка должна также вестись через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки, стихи). Знакомя детей с народным фольклором, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Большой вклад в развитие ребенка приносит домашнее чтение.
Только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных качеств, патриотических чувств и уважительных отношений, к старшим и сверстникам.