Ирина Верещагина
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании у дошкольников навыков поведения в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в формировании у дошкольников навыков поведения в коллективе»
В раннем возрасте дети легко заражаются чувствами других, особенно близких. Мама раздражена – малыш капризничает; родители поссорились – ребенок никак не может угомониться; старший брат слишком долго и шумно играл с ним или у взрослых было много гостей – опять слезы и капризы малыша. Конечно, трудно всю свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие. Каждой семье присущи свой дух, своя атмосфера, которые дети улавливают, впитывают, а затем и выражают особенностями своего поведения, переходящими в устойчивые черты личности. Если ваш ребенок растет в обстановке любви, сочувствия, сострадания, взаимного уважения, то вы сможете убедиться, как рано способен он проявлять эти качества, невольно вызывая удивление близких. У мамы день рождения, она готовила, накрывала на стол, оделась в красивое платье, а гости опаздывали. Увидев мамино расстроенное лицо, дочка 2 с половиной лет побежала в свою комнату, принесла оттуда своих игрушечных зверей (мишку, собаку, зайца, рассадила их вокруг стола, побежала на кухню, взяла маму за руку, привела в комнату, где был накрыт стол, за которым собрались «гости» (звери, и сказала: «Мама, сопи (смотри, гости плишли».
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в формировании у дошкольников навыков поведения в коллективе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Разумеется, вызвать сочувствие и сострадание одними словами нельзя, если ребенок не видит реального проявления этих чувств по отношению к себе или не наблюдает их в семье.
Особенности вашего поведения, а не ваши слова формируют личность маленького человека.
Если родители захотят убедиться в правильности этого утверждения, им достаточно понаблюдать за тем, как ребенок ведет себя в кругу сверстников, за тем, как он играет.
Все без исключения нормальные дети рано проявляют интерес к «себе подобным». Часто можно наблюдать смешную и трогательную картину: гуляют мамы и бабушки с детьми, которые еще сидят в колясках. Обратите внимание, как пристально, во все глаза дети рассматривают друг друга, а на близком расстоянии стараются дотронуться друг до друга, погладить, похлопать, ударить (ударить обычно не злоумышленно, а просто потому, что не знают, как проявить себя по отношению к соседу». Так возникают взаимоотношения со сверстниками. В раннем возрасте родителям следует направлять эти взаимоотношения в желательное русло взаимной симпатии и доброжелательности. Конечно, словами и уговорами типа: «Маша (Саша) хорошая, дружи с ней» - помочь трудно. У ребенка должен быть опыт совместной деятельности со сверстниками (прогулок, игр, в процессе которой он научится «видеть» другого: делиться с ним, уступать, помогать, не обижать, не драться, не отбирать игрушки и т. д.
Ваша задача – тактично и ненавязчиво направить этот процесс. Тогда у малыша появится желание утешить плачущего, пожалеть упавшего. Ребятишки, посещающие детские дошкольные учреждения, много времени проводят среди сверстников. В худшем положении с этой точки зрения находятся «домашние» дети, родителям которых неплохо было бы позаботиться о том, чтобы время от времени собирать вместе ребят, близких по возрасту, для совместных прогулок и игр. При этом нужно помнить, что малыши еще не умеют по-настоящему играть, не привыкли к совместным действиям, не знают, а главное, не понимают правил поведения и поэтому часто ссорятся. Бывает, что игры не получается, потому что дети не привыкли к совместным действиям. Играют двое в песочнице, дружно насыпают песочек в кузов игрушечной машины. Насыпали. Оба схватились за веревочку, чтобы отвезти песок, - возник конфликт, в который можно вмешаться, объяснив детям, что «насыпать песочек можно вместе, а отвозить по очереди. Сначала Костя, потом Коля. Когда Костя отвозит песочек, Коля разрыхляет, чтобы его было легче набирать».
Воспитать доброжелательное отношение к сверстникам трудно, но взрослые не должны отчаиваться из-за детских ссор и драк. Бывает, что более сильный физически малыш обижает слабого: выхватил игрушку, ударил. Когда такое случается в первый раз, это не со зла – просто увидел ребенок в руках у другого привлекательный предмет и тянет к себе, не отдают – стукнул. Однако оставлять подобное недоразумение без внимания нельзя. Нужно разобраться в причинах ссоры, объяснить обоим, как следует правильно поступать. Если дети не слушаются и ссора продолжается, то лучше развести их в разные стороны, сказав: «Не умеете друг с другом хорошо играть, будете одни».
Постоянное доброжелательное внимание родителей поможет малышам приобрести навыки поведения в коллективе, что совершенно необходимо для их дальнейшей жизни.