Иванова Светлана Ивановна
Консультация для родителей «Роль музыкально-ритмических движений, в развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Музыкальный руководитель 1 кв. к: Иванова С. И.
«Роль музыкально-ритмических движений, в развитии ребёнка»
Публикация «Консультация для родителей „Роль музыкально-ритмических движений, в развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкально - ритмические движения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку и научиться этому можно у ребенка» А. И. Буренина
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
В детском возрасте, причём в очень раннем, закладываются основы любви к музыке - этому величайшему из искусств. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию. Музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Поэтому необходимо как можно раньше начинать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику. Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям особую выразительность и гармонию. Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?
Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.
«От красивых образов мы перейдем красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» Платон
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении развивать ребёнка. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
В процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям решается целый ряд задач:
Дети обогащаются музыкальными впечатлениями, накапливают слушательский опыт;
- совершенствуют естественные движения (ходьбу, бег, прыжки);
- обучаются танцевальным движениям;
- совершенствуют психомоторные способности (развивают музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);
- развивают творческие и созидательные способности детей (мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, трудолюбие, лидерство, инициативу);
- развивают коммуникативные качества (чувство партнёрства, взаимопомощи).
В процессе обучения дошкольников музыкально – ритмическим движениям, решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей.
Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Таким образом, вывод напрашивается сам собой: музыкально – ритмические движения не только всесторонне развивают детей, но и способствуют укреплению детского здоровья.
Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Что бы развивать своего ребёнка родителям не нужно надеяться только на детский сад и кружки. Нужно начинать развивать своего малыша самим.
Уважаемые родители!
Музыкально-ритмические игры помогут вам интересно, а главное с пользой проводить время с вашим ребенком, они являются хорошей профилактикой неврозов и сердечно– сосудистых заболеваний, прекрасным фундаментом для дальнейшего обучения ребенка.
-Улучшают общее физическое развитие, формируют осанку ;
-развивают слух, ритм, музыкальную память ;
-формируют навыки вербального и невербального общения;
-учат принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы;
-развивают мелкую и крупную моторику,слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Практические советы, что вы можете делать с ребёнком в домашних условиях :
Конечно же, важен ритуал приветствия, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия, на развитии умения взаимодействовать с ребёнком, на создании положительного настроения. Например, валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия в ДОУ. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например, логоритмическая песенка-распевка «Здравствуйте!» :
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп. (хлопать)
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ. (топать)
Здравствуйте щёчки – Плюх, плюх, плюх. (Погладить по щекам)
Пухленькие щёчки - Плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки. (чмокать 3 раза)
Здравствуйте зубки. (улыбаться, или щёлкать зубами)
Здравствуй, мой носик –бип, бип, бип.
Здравствуй сыночек или дочка – здравствуйте. (всем привет)
После такого игрового приветствия можно переходить к музыкально- развивающей деятельности.
Для любой деятельности нужно правильное дыхание. Очень важно научить ребёнка правильно дышать.
Например: Дыхательное упражнение. «Цветочек» предложить ребёнку понюхать «цветочек» (можно взять искусственный или нарисованный.)
Сделать вдох – носом, А выдох – через рот произнеся продолжительный звук «А-а-а» повторить 5 -10 раз.
«Самолёт»
Объясните ребёнку, когда мы вдыхаем через нос воздух – мы заправляем самолёт.
Вдохнули – заправились, а теперь полетели – выдыхаем издавая звук У_У_У –можно устроить соревнование кто дольше пролетит-прогудит. (можно добавить движение по комнате или на прогулке с расправленными руками-крыльями)
Пальчиковые игры: «Червячки». благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
(Руки лежат на коленях, пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь– ползущая гусеница).
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки идут гулять (повторить 2 р.)
(идут по столу указательным и среднем пальцем, остальные сжаты в кулак)
Вдруг, ворона выбегает
(складываем пальцы щепоткой—клюв раскрывается).
Каркает: «Вот и обед!”
(кулачки притягиваем к груди)
Глядь-а червячков уж нет!
Жестовые игры: «Тук –тук молотком»
Исполнять как песню или как стихи и стучать кулаком о кулак на каждый слог.
Тук- тук, мо - лот - ком
мы по – стро - им но - вый дом.
«ДОЖДИК: КАП!»
Развивать умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.
Описание:
Выполнять упражнения, сидя на стульях. Ребёнок проговаривает конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т. д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
«Дом».
Я хочу построить дом (Руки над головой в виде крыши)
Чтоб окошко было в нем. (Руки перед глазами. Пальцы сомкнуты в окошко)
Чтоб у дома дверь была. (Руки соединены боковыми сторонами к себе).
Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопырены, руки тянутся в верх).
Чтоб вокруг забор стоял. (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены).
Пес ворота охранял. (Одна рука «пес» мизинец отводим вниз)
Солнце было (руками рисуем круг)
Дождик шел (встряхиваем руками).
И в саду тюльпан расцвел. (соединяем предплечья, пальцы растопырены)
Ритмические упражнения: выполнять по тексту.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко
Похлопаем немножко – очень хорошо!
Потопаем мы ножкой, потопаем немножко
Потопаем немножко – очень хорошо!
Фонарики покрутим, покрутим, покрутим,
Фонарики покрутим – очень хорошо!
И ножки выставляем, мы ножки выставляем,
Ножки выставляем – очень хорошо! (выставлять ножку на пяточку)
«Звероритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.
Кошка села на окошко, Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны).
Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны).
Стоит цапля на болоте, Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны).
Зайка: сидеть на корточках.
Зайка маленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит. Встать
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так надо лапочки погреть. Хлопать в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать. Прыгают.
Медвежата: ходьба на наружном своде стопы.
Мишка, мишка косолапый. Мишка по лесу идёт.
Мишка хочет ягод сладких, но никак их не найдёт.
Лошадка –высоко поднимать коленки.
Цок, цок, конь живой с настоящей головой,
С настоящей гривой вот такой, красивый.
Прыжки на двух ногах:
На полянке, на лужайке целый день скакали зайки.
Веселились, веселились к вечеру - все утомились.
Танцевальные движения «МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП»
Описание: выполнять движения под слова песни на музыку М. Гоголевой
Мы ногами топ-топ, топают
Мы руками хлоп-хлоп, хлопают
Мы глазами миг-миг, подмигивают
Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики
Раз – присели, два – привстали, пружинка
Раз, два, марш
Раз, два
Поиграть нам пора! 4 хлопка над Головой.
«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС»
Описание: звучит музыка М. Соснина (выполнять движения по тексту.)
Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки
Барабанов не жалей!
Раз, два, три!
Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с
указательным, средним, безымянным и
в обратном порядке.
Начинаем перепляс! «Пружинка»
Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки
Собирайтесь, плясуны,
Бегемоты и слоны,
Зебры, ежики, еноты – «Пружинка»
Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.
Жестовые музыкальные игры : «Жираф».
У жирафа пятна, пятна,
Пятна, пятнышки везде:
На лбу, на ушах,
На шее и локтях.
Есть пятна на носах, на животах
На коленях и носках. (Ударяют ладошками по телу)
У слона есть складки (пощипывают себя)
А у кошки шерстка….(поглаживают себя).
А у зебры есть полоски(«рисуют» полоски боковой стороной руки).
Навыки игры на инструментах - бубне, погремушках, ложках и других инструментах, также активизируют детскую фантазию. В своих играх дети сами выбирают себе инструмент. Музыка воздействует эмоционально, поднимает настроение, придает действиям непосредственность и искренность. Детей сначала знакомят с инструментами, называют их, исполняют какую-нибудь мелодию, обращают на тембровую окраску, показывают приёмы игры.
Под фонограмму любой детской или народной мелодии играть стараться попадать в ритм.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют, качество музыкально- ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ».
1. Желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей, с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней.
2. Необходимы творческие задания, которые позволят каждому ребёнку в зависимости от своих способностей заниматься музыкальным творчеством. Например, музыкальный рассказ «Колобок», «Теремок»; стимулировать сочинение песенок, небольших танцев вокализацию стихов, повторение за взрослым песенок, попевок.
3. Завести "Дневник музыкального развития ребёнка», где отмечать развитие ребёнка от самого рождения ежегодно; помещать фотографии ребёнка, когда он поёт, танцует или слушает музыку; снимать ребёнка на видео фильм, записывать его выступления; отмечать его успешные и неудачные выступления в концертах, праздниках, конкурсах.
4. Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
5. Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Морозко», Муха-Цокотуха» и др. Советую приобрести для детей «Музыкальный букварь» В. Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Н. Кончаловской. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Как сказал композитор Д. Шостакович: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Памятка родителям, которые хотят развить у детей чувство ритма.
-старайтесь использовать любой подручный предмет, который можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.
- научите играть в ваши игры друзей ребенка.
Помните:
1. чем чаще вы будете играть с ребенком в музыкальные игры, тем быстрее ребенок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.
2. если говорить с ребенком спокойным голосом, правильно и чётко произносить слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребенок научится чувствовать ритмику слов. Он быстрее научится читать, и ритмические игры будут для него более понятными.
3. только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребенка. Нужно широко использовать игровые ситуации и следить, чтобы ребенок не переутомился, не начал скучать. (Для консультации использовались материалы интернет - ресурсов)